Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2005, 27.05.2005 по делу N А40-21180/05-117-223 Суд удовлетворил требование о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части уплаты недоимки, пени и соответствующих налоговых санкций по эпизодам неперечисления налога на доходы физических лиц с материальной выгоды по заемным средствам и привлечения к налоговой ответственности за непредставление сведений по налогу на доходы физических лиц, т.к. судом установлено, что налогоплательщик надлежащим образом исполнил обязанность по уплате данного налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 мая 2005 г. Дело N А40-21180/05-117-22327 мая 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2005.

Решение в полном объеме изготовлено 27.05.2005.

Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи М., при ведении протокола судебного заседания судьей М., рассмотрев дело по иску ОАО “Кондитерско-булочный комбинат “Черемушки“ к ИФНС РФ N 28 по г. Москве о признании частично недействительным решения, при участии: от заявителя - Н., д. от 29.03.05; от ответчика - Ш., д. от 10.02.05,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о признании недействительным решения ответчика от 30.12.04 N 11-1087 в части выводов по двум эпизодам: уплаты НДФЛ с заемных средств и непредставления
документов. Заявитель полагает, что НДФЛ был им уплачен в полном размере, а неправильное указание при этом КБК не означает неполной уплаты налога. Обязанности предоставлять сведения о доходах частных нотариусов и неработающих пенсионеров, по мнению заявителя, у него не было.

Ответчик против иска возражает по доводам отзыва, считает ненадлежащим исполнение обязанности по уплате НДФЛ с заемных средств. Обязанность по представлению сведений обо всех выплаченных средствах, по мнению Инспекции, лежит на налоговом агенте.

Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО “КБК “Черемушки“ за период с 01.01.02 по 31.12.03. По результатам проверки составлен акт N 11-1035 от 15.12.04, вынесено оспариваемое решение.

Пунктом 2.3 акта, пунктом 3 мотивировочной части решения установлено неперечисление удержанного НДФЛ с материальной выгоды по заемным средствам в размере 19303 руб., в результате чего с налогоплательщика взыскивается недоимка с начислением пеней, он привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Фактические обстоятельства, размер налога сторонами не оспариваются. НДФЛ с заемных средств в размере 19303 руб. был начислен, удержан и перечислен в бюджет в составе общей суммы налога за 2003 г. (т. 1, л. д. 79 - 91). При этом вся сумма налога была перечислена налогоплательщиком с указанием кода бюджетной классификации 1010202, в то время как для НДФЛ с заемных средств следовало указать КБК 1010204.

Налоговый орган неправомерно полагает, что неправильное указание в платежных поручениях КБК само по себе приводит к образованию недоимки. Ст. 45 НК РФ установила для налогоплательщиков обязанность самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов предполагает уплату налога в сумме, соответствующей налоговой базе, в соответствующий бюджет в установленный срок. В данном случае суд не установил ненадлежащего исполнения заявителем обязанности по уплате НДФЛ. Налог был уплачен в установленном размере и в установленный срок. Кроме того, налог в полном размере, включая сумму НДФЛ с заемных средств, поступил в надлежащий бюджет.

Ссылка ответчика на неправильное указание кода бюджетной классификации не может приниматься во внимание при определении исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Налоговый орган правомерно указал, что учет доходов бюджетов осуществляется по видам налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с КБК. Бюджетная классификация в соответствии со ст. 18 Бюджетного кодекса РФ представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы. Таким образом, код бюджетной классификации применяется в целях регулирования бюджетных, а не налоговых правоотношений, в связи с чем допущенное налогоплательщиком нарушение при указании кода КБК не влечет налоговых последствий с учетом того, что налог поступил в надлежащий бюджет.

Ссылка налогового органа на Правила указания информации, идентифицирующей платеж, также не свидетельствует о нарушении налогового законодательства.

При таких обстоятельствах не возникло недоимки (неполной уплаты НДФЛ в бюджет), в связи с чем начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности неправомерны.

Пунктом 2.7 акта, пунктом 7 решения установлено, что сведения по форме 2-НДФЛ за 2002 - 2003
гг. сданы не в полном объеме. Налоговый орган полагает, что в нарушение пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговым агентом не представлены в установленный срок в налоговый орган по месту своего учета сведения за 2002 г. в количестве 144 документов, за 2003 г. в количестве 150 документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и своевременностью уплаты налога на доходы физическими лицами. Из акта и решения следует, что не были представлены документы по суммам, выплаченным частным нотариусам, и материальной помощи неработающим пенсионерам.

Позиция налогового органа оценивается судом как ошибочная с учетом следующих обстоятельств.

Пунктом 2 ст. 230 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения по установленной форме о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов. Таким образом, по смыслу этой нормы обязанность предоставлять сведения возлагается на лицо, являющееся налоговым агентом, при условии выплаты физическим лицам налогооблагаемого дохода.

Пункт 1 ст. 24 НК РФ определяет налоговых агентов как лиц, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Налоговым агентом для целей применения главы 23 НК РФ признаются российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ. Этой нормой предусмотрено, что исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227, 228 Кодекса. Таким образом, при выплате доходов, соответствующих
ст. ст. 214.1, 227, 228 НК РФ, лицо не признается налоговым агентом.

Частные нотариусы указаны в ст. 227 НК РФ как налогоплательщики, осуществляющие исчисление и уплату налогов по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности. Таким образом, оплачивая услуги частных нотариусов, лицо не является налоговым агентом по таким суммам. Материалами дела подтверждается, что заявитель оплачивал совершение нотариальных действий - заверение копий документов, удостоверение подписей и т.п., что составляет доход нотариуса от осуществления им нотариальной деятельности.

Суммы, выплаченные неработающим пенсионерам, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в силу п. 28 ст. 217 НК РФ, как доходы, не превышающие 2000 руб. за налоговый период с суммы материальной помощи, оказываемой работодателями бывшим своим работникам, уволившимся на пенсию по инвалидности или возрасту. Положением о социальных льготах, утв. генеральным директором ОАО “КБК “Черемушки“, определено, что бывшим работникам комбината, ушедшим на пенсию по старости или инвалидности, выплачивается ежеквартальная материальная помощь в размере 350 руб. Платежными ведомостями подтверждается, что пособие выплачивалось ежеквартально в этом размере. Поскольку размер ежегодной выплаты не превысил установленный Законом, данные суммы освобождаются от налогообложения, в связи с чем заявитель не имеет статуса налогового агента по отношению к этим суммам.

Довод Инспекции о том, что налоговый агент обязан сообщать обо всех выплаченных им суммах, вне зависимости от того, подлежат ли они налогообложению у источника выплаты, не основан на законе.

Таким образом, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ произведено неправомерно.

Госпошлина подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 65, 167 - 170, 197 - 201
АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным, как не соответствующее НК РФ, решение ИФНС РФ N 28 по г. Москве от 30.12.04 N 11-1087 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания недоимки, пеней, соответствующих налоговых санкций по эпизодам неперечисления налога на доходы физических лиц с материальной выгоды по заемным средствам и непредставления сведений по форме 2-НДФЛ.

Возвратить ОАО “КБК “Черемушки“ госпошлину в размере 2000 руб. за счет средств бюджета, в который произведена уплата.

Решение может быть обжаловано в сроки и в порядке, предусмотренные ст. ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.