Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2005 по делу N А40-11794/05-114-74 Суд удовлетворил требование о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость, пеней по налогу и привлечения к налоговой ответственности, т.к. не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2005 г. Дело N А40-11794/05-114-74“

(извлечение)

Арбитражный суд в составе судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей, с участием представителей: от заявителя - Л., дов. от 03.03.05; от налогового органа - К., дов. N 02-19/5741 от 12.04.05, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО “Виктория+“ к ИФНС России N 16 по г. Москве о признании недействительным решения N 1844/1 в части требований N ТУ 3445, ТУ 3442 от 24.12.04,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Виктория+“ обратилось в суд с заявлением к Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве о признании недействительным решения N 1844/1 от 06.12.04 в
части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 779625 руб., пеней по налогу в размере 335620 руб., а также привлечения к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 155925 руб.; также заявитель просит признать недействительными требование N ТУ 3445 от 24.12.04 об уплате налоговой санкции и требование N ТУ 3442 от 24.12.04 в части доначисления налога в размере 779625 руб. и пеней в размере 335620 руб.

Заявленные требования основаны на следующем. ЗАО “Виктория+“ обоснованно воспользовалось льготой по НДС по ритуальным услугам, поскольку доставка автотранспортом тела покойного до места погребения является также ритуальной услугой.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 31.07.01 “Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения НДС“, Федеральный закон от 12.01.96 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“.

Налоговый орган заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом решении. Налоговая инспекция считает, что автотранспортные услуги не входят в перечень ритуальных услуг, приведенный в разделе “Ритуальные услуги“ Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, а следовательно, на основании ст. 146 НК РФ признаются объектом налогообложения.

Также налоговый орган указывает, что наличие договора и платежных документов о предоставлении транспортных услуг специализированными организациями, оказывающими ритуальные услуги, не может подтверждать обоснованности освобождения от НДС, поскольку специализированные организации могут использовать транспорт для своих нужд, например, для доставки сотрудников к месту работы или для перевозки ритуальных принадлежностей, приобретенных у производителя, доставки родственников до места
захоронения и т.п. Таким образом, льгота должна быть подтверждена в конкретной сумме.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, дав им оценку в совокупности с доводами, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

ИМНС РФ N 16 по СВАО г. Москвы (правопреемник - ИФНС России N 16 по г. Москве) провела выездную налоговую проверку ЗАО “Виктория+“, в ходе которой установила, что в нарушение пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ организация в проверяемом периоде неправомерно пользовалась льготой по уплате НДС по ритуальным услугам, так как в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, автотранспортные услуги не входят в перечень льготируемых. Таким образом, при проверке первичных документов занижение уплаты НДС за проверяемый период составило 779625 руб.

Других оснований в решении налогового органа нет.

В связи с чем налоговый орган доначислил ЗАО “Виктория+“ и предложил уплатить НДС в размере 779625 руб., пени по налогу в размере 335620 руб., а также привлек организацию к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 155925 руб.

Суд не может согласиться с позицией налогового органа в связи со следующим.

В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ).

При этом налоговое законодательство не дает определение понятию “ритуальные услуги“.

В соответствии
с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако понятию “ритуальные услуги“ не дано определения ни в одном законодательном акте РФ.

Ф.И.О. вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.96 супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Таким образом, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) законодателем относится к услугам по погребению.

При этом погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ).

Таким образом, учитывая данное определение, услуги по погребению можно классифицировать как услуги по захоронению (кремации) тела (останков) человека после смерти, обозначенные в Классификаторе кодами 019505 “Услуги по захоронению“ и 019506 “Услуги крематориев“.

Причем в Классификаторе услуги по захоронению не конкретизируются, то есть не дается перечня таких услуг.

Перевозка тела (останков) умершего на кладбище или в крематорий является составляющей услуги по погребению, а следовательно, услуги по
захоронению.

ЗАО “Виктория+“ в соответствии с уставом занимается ритуальными услугами по перевозке останков умерших до места захоронения.

Из представленных суду доказательств видно, что автоспецтранспорт (катафальный транспорт, предназначенный для перевозки останков умершего) предоставлялся по наряду-заказу похоронных агентств в соответствии с конкретными заявками под конкретный случай.

Кроме того, Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.93, не относится к законодательным актам о налогах и сборах, разработан для развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере.

Таким образом, право налогоплательщика на применение льготы по налогу на добавленную стоимость не может быть поставлено в зависимость оттого, что законодательно не определено понятие “ритуальные услуги“.

Кроме того, налоговый орган, отклоняя возражения налогоплательщика на акт выездной налоговой проверки, указал в решении, что возражения на акт не могут быть приняты в связи с тем, что по данному вопросу нет определенной позиции.

Судом не принимается, как несостоятельный, довод налогового органа, что организация могла на автотранспорте оказывать и иные услуги, например, использовать автотранспорт для своих нужд (доставка сотрудников к месту работы).

Во-первых, данный довод не был отражен налоговым органом в решении, суд же оценивает решение налогового органа
по тем основаниям, по которым оно принято.

Во-вторых, налоговый орган не смог пояснить суду, каким образом ЗАО “Виктория+“ будет доставлять своих сотрудников до места работы на похоронных катафалках.

В связи с изложенным суд пришел к выводу, что, принимая данное решение в обжалуемой части, налоговым органом были нарушены нормы ст. ст. 3, 21, 56, 106, 108, 109, ст. 149 п. 2 пп. 8 НК РФ.

Поэтому у налогового органа не было законных оснований для направления ЗАО “Виктория+“ требования N ТУ 3445 от 24.12.04 на уплату налоговой санкции в размере 155925 руб., а также требования N ТУ 3442 от 24.12.04 в части предложения уплатить НДС в размере 779625 руб. и пени по НДС в размере 335620 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить заявление ЗАО “Виктория+“.

Признать недействительными и не соответствующими нормам Налогового кодекса РФ ненормативные акты ИФНС России N 16 по г. Москве, принятые в отношении ЗАО “Виктория+“:

- решение N 1844/1 от 06.12.04 в части доначисления НДС в размере 779625 руб., пеней в размере 335620 руб. и привлечения к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 155925 руб.;

- требование N ТУ 3445 от 24.12.2004 об уплате налоговой санкции в размере 155925 руб.;

- требование N ТУ 3442 от 24.12.2004 в части уплаты НДС в размере 779625 руб. и пеней в размере 335620 руб.

Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 3000 руб.

Решение
суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.