Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2005, 26.04.2005 по делу N А40-8378/04-126-106 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога, т.к. из материалов дела следует, что в отношении зданий, сооружений и помещений в них заявитель в проверяемом периоде обладал вещными правами (правом хозяйственного ведения) и, следовательно, именно он обязан исчислять и уплачивать данный налог.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2005 г. Дело N А40-8378/04-126-10626 апреля 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть в порядке ст. 176 АПК Российской Федерации объявлена 19.04.2005.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Б.О.А., протокол судебного заседания велся судьей, рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению ГУП ДЕЗ района “Коньково“ к Инспекции МНС России N 28 по ЮЗАО г. Москвы о признании недействительным решения, с участием представителей заявителя, инспекции и 3-го лица - М., С., Б.А.В., Т.,

УСТАНОВИЛ:

заявитель просит признать недействительным решение инспекции, принятое по результатам налоговой проверки, считая, что оно не соответствует закону, поскольку документ на право собственности,
владения, пользования земельным участком у заявителя отсутствует, в то время как именно этот документ в силу прямого указания Закона является основанием для взимания земельного налога; одна часть зданий находится в собственности других юридических и физических лиц, другая их часть передана в аренду, при этом в соответствии со ст. 652 ГК Российской Федерации плата за использование земельного участка включается в арендную плату; сам заявитель не обладает никакими правами ни на земельные участки, ни на жилой и нежилой фонд, а является лишь балансодержателем; расчет земельного участка произведен неправильно, не на основании паспортов БТИ.

Инспекция против требования возразила, сослалась на то, что доначисление земельного налога основано на нормах Закона Российской Федерации “О плате за землю“ и Закона г. Москвы “Об основах платного землепользования в г. Москве“, согласно которым налог уплачивается всеми собственниками, владельцами и пользователями земли, кроме арендаторов, при этом наличие прав собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, владения и пользования зданиями, сооружениями и помещениями в них является основанием для взимания земельного налога с земельных участков, занятых этими зданиями, сооружениями и помещениями в них.

Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон и 3-го лица, суд установил, что в период с 18.08.2003 по 18.10.2003 проведена налоговая проверка заявителя, по результатам проверки составлен акт от 18.11.2003 (т. 1, л.д. 24 - 27) и принято оспариваемое решение (т. 1, л.д. 42 - 46). Из акта и решения следует, что заявитель в 2002 году исчислил и уплатил налог за землю в сумме 317770,7 руб. в размере 3% от ставки налога, что на 6511,31 руб. меньше налога, исчисленного инспекцией. Кроме
того, в 2002 году заявитель не исчислил и не уплатил налог в сумме 835887,64 руб. за землю, занятую нежилым фондом.

По результатам проверки заявителю доначислен налог в сумме 842398,95 руб., пени в сумме 235102,33 руб. и штраф за неуплату налога в сумме 168480 руб. по п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации.

1. Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ основанием для установления земельного налога является документ, который удостоверяет право собственности, владения или пользования земельным участком.

Однако отсутствие у заявителя оформленного в установленном порядке такого документа не влияет на возникновение у заявителя обязанности по исчислению и уплате земельного налога, так как получение такого документа находится в зависимости от волеизъявления заявителя.

Следовательно, довод заявителя об отсутствии у него документа, который удостоверяет право собственности, владения или пользования земельным участком и является основанием для установления земельного налога, судом отклоняется.

2. Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, которое находится в раздельном пользовании или в общей собственности нескольких лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому лицу пропорционально площади строения, которое находится в их раздельном пользовании, или соразмерно доле собственников на это строение.

Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 16.07.97 N 34 “Об основах платного землепользования в г. Москве“ в целях применения данного закона под земельным участком (частью земельного участка), занимаемым зданием или сооружением и необходимым для его использования, понимается земельный участок (часть земельного участка), права на который неотделимы от прав на расположенные на нем здания или сооружения.

Согласно ст. 6 Закона г. Москвы “Об основах платного землепользования в
г. Москве“ юридические лица, которые обладают вещными правами или правами аренды (субаренды) на расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них, платят регулярные земельные платежи исходя из расчетных земельных платежей, равных произведению площади земельного участка и доли общих площадей (объемов) занимаемых этими лицами помещений от соответствующей общей площади (объема) помещений, размещенных на данном земельном участке.

Таким образом, лицо, которое обладает вещными правами или правами аренды (субаренды) на расположенные на земельном участке здания, сооружения, помещения в них, обязано уплачивать земельный налог либо арендную плату за землю.

Согласно п. 1 ст. 216 ГК Российской Федерации права хозяйственного ведения и оперативного управления являются вещными правами (наряду с правом собственности).

Довод заявителя о том, что он является лишь балансодержателем зданий, сооружений и помещений в них, в то время как Закон не возлагает на балансодержателя обязанность по уплате земельного налога, опровергается материалами дела, из которых следует, что заявитель обладает вещными правами на расположенные на земельных участках здания, сооружения, помещения в них.

Так, в п. 3.1 Устава заявителя (т. 1, л.д. 7 - 16) указано, что заявитель обладает правами хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за ним на основании договора с Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы; данное имущество учитывается на самостоятельном балансе заявителя; заявитель вправе владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

Из п. 1.2 договора о закреплении за заявителем имущества на праве хозяйственного ведения имущества (т. 2, л.д. 25 - 30) следует, что закрепленное за заявителем имущество учитывается на балансе заявителя; в соответствии с п. п. 2.1 и 2.2 договора заявитель владеет, пользуется и распоряжается
имуществом в соответствии с его назначением, целями деятельности заявителя, законодательством Российской Федерации, уставом заявителя с ограничениями, установленными договором.

В деле имеются копии свидетельств на право хозяйственного ведения и оперативного управления заявителя в отношении зданий, указанных в приложениях к акту проверки (т. 1, л.д. 37 - 41).

Таким образом, заявитель является не просто балансодержателем зданий, сооружений, помещений в них, а обладает вещными правами (правами хозяйственного ведения и оперативного управления) на эти здания, сооружения, помещения в них.

3. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ и ст. 4 Закона г. Москвы “Об основах платного землепользования в г. Москве“ использование земли в Российской Федерации и в г. Москве является платным, формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли, при этом земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов).

Согласно ст. 652 ГК Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передается право на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, а согласно ст. 654 ГК Российской Федерации установленная в договоре аренды здания или сооружения- плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним частью земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором. Вместе с тем из договоров аренды (т. 5, л.д. 1 - 150, т. 6, л.д. 1 - 122) следует, что плата за пользование земельным участком не включалась в арендную плату. Так, во всех договорах
прямо указано, что арендная плата перечисляется арендаторами за указанное в договоре аренды помещение; плата зачисляет на счет Департамента финансов правительства Москвы по КБК 2010241, предназначенному для учета поступлений арендной платы за нежилые помещения.

Таким образом, арендная плата за земельные участки (пропорционально арендованной площади зданий, сооружений, помещений в них) арендаторами зданий, сооружений, помещений в них не исчислялась и не уплачивалась.

Из материалов дела не следует и то, что арендная плата за земельные участки, занятые зданиями, сооружениями и помещениями в них, уплачивалась заявителем.

Вместе с тем, поскольку в отношении зданий, сооружений и помещений в них заявитель в проверяемом периоде обладал вещными правами (правами хозяйственного ведения и оперативного управления), суд считает, что именно заявитель обязан исчислять и уплачивать земельный налог.

4. Суд отклоняет довод заявителя о неправильном определении инспекцией размера земельных участков. Порядок исчисления земельного налога установлен Законом Российской Федерации “О плате за землю“ и Законом г. Москвы “Об основах платного землепользования в г. Москве“. Размер земельного участка, с которого налог исчисляется и уплачивается ГУП ДЕЗ, определяется расчетным путем и равен удвоенной площади застройки зданий, находящихся на балансе ГУП ДЕЗ.

На такой порядок указано и в письме Департамента финансов правительства г. Москвы от 19.08.2003 (т. 1, л.д. 23).

В ходе проверки установлено несоответствие размера земельных участков, указанных в 1) паспортах БТИ и 2) выписках из паспортов БТИ. По указанной причине в ходе проверки инспекция направила запрос в ГУП МосгорБТИ, на запрос получен ответ от 28.10.2003 (т. 2, л.д. 13 - 24), к которому прилагался список строений с указанием размера застройки. Налог исчислен на основании размера застройки, указанного в данном
письме.

Как пояснили в судебном заседании представители инспекции, налог не начислялся за часть земельного участка, занятую жилым и нежилым фондом, если он находится в собственности других юридических и физических лиц.

На основании изложенного и руководствуясь Законом Российской Федерации “О плате за землю“, Законом г. Москвы “Об основах платного землепользования в г. Москве“, НК Российской Федерации, ст. ст. 110 - 112, 167 - 170 АПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать ГУП ДЕЗ района “Коньково“ в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции МНС России N 28 по ЮЗАО г. Москвы от 15.12.2003 N Р218з.

Решение можно обжаловать в течение 1 месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции и в течение 2-х со дня вступления в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.