Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2006 по делу N А38-798-17/134-2006 Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы имеют право на получение льготы по земельному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 23 октября 2006 года Дело N А38-798-17/134-2006“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Евтеевой М.Ю., Радченковой Н.Ш., при участии представителя от заявителя: Москвичевой О.А. (доверенность от 10.01.2006 N 9), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл на решение от 21.06.2006 по делу N А38-798-17/134-2006 Арбитражного суда Республики Марий Эл, принятое судьей Лабжания Л.Д., по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл от 09.12.2005 и возврате излишне уплаченного налога в сумме 14307 рублей и

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 09.12.2005 и возврате излишне уплаченного налога в сумме 14307 рублей.

Решением суда от 21.06.2006 заявленные требования удовлетворены.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ и Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1. По мнению заявителя, Пенсионный фонд Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением и в систему органов государственной власти и управления не входит и, следовательно, его территориальные органы не имеют права на льготу по земельному налогу.

Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов налогового органа возразили, считают решение суда законным и обоснованным.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направила.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Марий Эл решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 27.12.2004 Управление представило в
Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в которой заявило льготу по земельным участкам площадью 2152 квадратных метра и 7269 квадратных метров. 30.06.2005 Управление представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2005 год с заявленной льготой по земельному участку площадью 2152 квадратных метра. Однако по требованию налогового органа Управление уплатило земельный налог за 2004 год в сумме 9207 рублей, за 2005 год - в сумме 5100 рублей.

Впоследствии, 24.11.2005, Управление обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за указанные налоговые периоды в общей сумме 14307 рублей.

Письмом от 09.12.2005 N 09-7084 Инспекция отказала в удовлетворении данного заявления, указав на то, что Пенсионный фонд и его территориальные органы не имеют права на льготу по земельному налогу, поскольку Пенсионный фонд является финансово-кредитным учреждением и в систему органов государственной власти и управления не входит.

Управление посчитало решение Инспекции, выраженное в названном письме, незаконным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“; статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“; пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1; статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации; частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о том, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации относятся к организациям, имеющим право на льготу по земельному налогу, и удовлетворил заявленные требования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского
округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.

В статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. Пенсионный фонд Российской Федерации отнесен к числу таких фондов (статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и направляются на выплату государственных пенсий.

В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ установлено, что государственная казна Российской Федерации, в состав которой входят денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации, отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.

Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации и
его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П “По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы“, по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов “в“, “ж“), 72 (пункта “ж“ части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов “в“, “г“, “е“ части 1) и 115 Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являющиеся государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, имеют право на льготу по земельному налогу на основании пункта 14 пункта 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, в связи с чем правомерно удовлетворил требования Управления, признав решение Инспекции, выраженное в письме от 09.12.2005 N 09-7084, недействительным и обязав налоговый орган возвратить Управлению на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумму излишне уплаченного земельного налога.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Марий Эл правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае
основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.06.2006 по делу N А38-798-17/134-2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

МАСЛОВА О.П.

Судьи

ЕВТЕЕВА М.Ю.

РАДЧЕНКОВА Н.Ш.