Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2005, 14.04.2005 по делу N А40-14137/05-121-151 Суд удовлетворил требование о признании недействительным ненормативного акта госоргана о привлечении к ответственности за несвоевременное представление информации об отходах производства, т.к. отсутствует событие административного правонарушения, заявитель привлечен к ответственности неуполномоченным лицом.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

7 апреля 2005 г. Дело N А40-14137/05-121-15114 апреля 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 07.04.2005.

Полный текст решения изготовлен 14.04.05.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Д., единолично, при ведении протокола судьей Д., с участием: от заявителя - И., дов. N 06/72 от 12.01.05, Т., дов. N 05/72 от 12.01.05, Ю.Ю., дов. N 134/72 от 28.03.05; от ответчика - С., дов. N ШЛ-5-35-196/3 от 03.09.03, М., дов. N 05-08-429/5 от 07.04.05; от 3-го лица - Ю.Т., дов. N 171 от 19.01.05, рассмотрел дело по заявлению ОАО “Первый Московский часовой завод“ к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.
Москвы, 3-е лицо - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.05,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Первый Московский часовой завод“ заявило о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 16.03.05 N 0509-001037 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Заявитель мотивирует свое требование тем, что формы отчетности о сведениях об отходах производства и потребления, затребованные Департаментом, МПР России не согласовывались и не утверждались; форма N 9.11 и форма N 2-ТП были представлены заводом в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве в установленные законом сроки, т.е. обязанность по предоставлению информации об отходах производства и потребления заводом была исполнена. Заявитель пояснил, что по его запросу ГУПР по г. Москве в письме от 28.05.04 дало разъяснение по вопросу законности требований Департамента, пояснив, что никакие формы отчетности о сведениях об отходах производства и потребления, утвержденные правительством г. Москвы, ГУПР МПР России по г. Москве не согласовывались, проведение каких-либо работ в части ведения государственного кадастра отходов Департаменту не поручалось; межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы также была дана правовая оценка действиям Департамента как противоречащим действующему законодательству.

Ответчик представил документы, отклонил требование заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, считает, что в соответствии с постановлением правительства г. Москвы от 14.10.03 N 865-ПП “О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы“ утвержден Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы; для формирования и ведения кадастра разработаны 7 информационных форм исходных данных в виде таблиц, которые индивидуальные предприниматели
и юридические лица ежегодно представляют по запросу в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы; на основании указанного постановления правительства г. Москвы N 865-ПП заявителю было направлено определение об истребовании сведений от 02.04.04 N 158, однако заявитель сведения об отходах производства и потребления установленной формы в Департамент не представил, поэтому ОАО “Первый Московский часовой завод“ было привлечено к ответственности на основании ст. 8.5 КоАП РФ за бездействие (непредставление сведений установленной формы).

3-е лицо поддержало требование и доводы заявителя, представило документы, письменный отзыв, в котором указало, что в соответствии с Законом РФ “Об отходах производства и потребления“ организация гос. учета и отчетности в области обращения с отходами, определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения относятся к полномочиям Российской Федерации; кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе, порядок его ведения определяется Правительством РФ; в настоящее время на территории г. Москвы функция по ведению гос. кадастра отходов и государственному учету в области обращения с отходами относится к компетенции Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по г. Москве. 3-е лицо пояснило, что в соответствии с действующим законодательством инд. предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, отчитываются по форме N 2-ТП (отходы), другие формы отчетности в данной области не могут быть установлены. 3-е лицо считает, что постановление правительства г. Москвы от 14.10.03 N 865-ПП противоречит действующему законодательству (федеральному), поэтому Департамент не может им руководствоваться при проведении проверок и назначении адм. штрафа, кроме того, должностные лица
органов гос. власти субъектов РФ, а именно ответчика, не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 8.5 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя обоснованным по следующим основаниям.

Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N 0509-001037 от 16.03.05 ОАО “Первый Московский часовой завод“ подвергнуто административному штрафу в размере 10000 руб. на основании ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременное представление затребованных в соответствии с постановлением правительства г. Москвы от 14.10.03 N 865-ПП информационных форм (л. д. 12).

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиоактивной обстановке, а равно за искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Из материалов дела усматривается, что ответчик направил заявителю определение об истребовании сведений от 02.04.04 N 158, в котором со ссылкой на постановление правительства г. Москвы от 14.10.03 N 865-ПП в месячный срок после получения определения просил предоставить сведения об отходах производства и потребления в виде информационных форм N 1 - 7 согласно приложению 2 к указанному постановлению для обеспечения ведения Сводного кадастра отходов г. Москвы (л. д. 13).

В соответствии со ст. 5 ФЗ “Об отходах производства и потребления“ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация государственного учета и отчетности в области обращения
с отходами; определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения; определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий. В ст. 6 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены только права в области разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участия в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Согласно ст. 20 этого же Закона государственный кадастр отходов включает в себя классификационных каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 8 пункта 6 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726.

Постановлением Правительства РФ от 25.09.00 N 726 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, согласно которому Министерство природных ресурсов РФ является специально уполномоченным органом в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных). Согласно п. 6 пп. 8 данного Постановления МПР России обеспечивает ведение государственного кадастра отходов и государственного реестра объектов их размещения.

Пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 26.10.00 N 818 “О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов“ Государственному комитету РФ по статистике поручено утвердить по представлению МПР России формы федерального государственного статистического наблюдения и определить порядок статистического учета в области обращения с отходами. В п. 6 данного Постановления органам исполнительной власти субъектов РФ и
органам местного самоуправления рекомендовано в том числе оказывать помощь соответствующим федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам при ведении государственного кадастра отходов и проведении паспортизации опасных отходов.

В соответствии с Приказом МПР РФ от 08.05.02 N 256 полномочия МПР РФ на территории г. Москвы переданы территориальному органу - Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве, которое в соответствии с возложенными на него функциями обеспечивает в пределах своей компетенции ведение государственного кадастра отходов, государственного реестра объектов их размещения и ведение учета отходов и др.

В связи с реорганизацией структуры федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ организована Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которой частично переданы полномочия Министерства природных ресурсов РФ.

Имеется в виду пункт 4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.04 N 401 указанная Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; согласно п. 5.3.7 ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.

На территории субъекта РФ г. Москвы указанная функция относится к компетенции 3-го лица - Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве и закреплена в п. 7.8 Приказа Ростехнадзора от 22.11.04 N 180 “Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в г. Москве“.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.07.02 N 157 “Об
утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы)“ утверждена годовая форма федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) “Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления“.

Согласно материалам дела заявителем форма N 9.11 и форма N 2-ТП были представлены в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве в установленные сроки, то есть обязанность по предоставлению информации об отходах производства и потребления заводом была исполнена.

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы в письмах от 29.01.03 сообщила о том, что в соответствии с действующим законодательством правом утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также проекты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду наделено Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по г. Москве, Департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства г. Москвы таким правом не наделен (л. д. 17 - 19).

ГУПР по г. Москве в письме от 28.05.04 N 23/1519 разъяснило, что форма N 2-ТП (отходы) является утвержденной в соответствии с действующей формой о фактическом образовании, использовании и размещении отходов; никакие формы отчетности о сведениях об отходах производства и потребления, утвержденные правительством г. Москвы, ГУПР МПР России по г. Москве не согласовывались, проведение каких-либо работ в части ведения государственного кадастра отходов Департаменту природопользования и охраны окружающей среды не поручалось (л. д. 14 - 15).

В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Следовательно, ответчик при проведении проверки и назначении административного наказания не мог руководствоваться нормативным правовым актом, в данном случае постановлением правительства г. Москвы от 14.10.03 N 865-ПП.

Довод ответчика о том, что исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ от 06.10.99 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, несостоятелен, поскольку данное право предусмотрено до принятия соответствующего федерального закона. В данном случае правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.98 N 89-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, отсутствии состава административного правонарушения.

Суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При указанных обстоятельствах суд признает постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 16.03.05 N 0509-001031,
вынесенное в отношении ОАО “Первый Московский часовой завод“, незаконным и подлежащим отмене полностью.

На основании ст. ст. 2.1, 8.5, 24.5, 30.1, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 16.03.05 N 0509-001037 о привлечении ОАО “Первый Московский часовой завод“ к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в 9 Арбитражном апелляционном суде.