Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2006 по делу N А11-1120/2006-К1-6/57 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 октября 2006 года Дело N А11-1120/2006-К1-6/57“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М., при участии представителя от истца: Щелоковой Л.Д. по доверенности от 19.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, на решение от 27.07.2006 по делу N А11-1120/2006-К1-6/57 Арбитражного суда Владимирской области, принятое судьей Ушаковой Е.П., по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“, Нижний Новгород, к Министерству финансов Российской Федерации в лице
управления федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, г. Владимир, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, Департамент социальной защиты населения Администрации Владимирской области, г. Владимир, о взыскании 12528272 рублей 20 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “Российские железные дороги“) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области; Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики Администрации Владимирской области о взыскании 12528272 рублей 20 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2003 - 2004 годах льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на маршрутах дальнего следования в соответствии с федеральными законами от 16.02.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Департамент социальной защиты населения Администрации Владимирской области.

До принятия решения истец в порядке, установленном частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от требований к Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области.

Решением от 27.07.2006 суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу ОАО “Российские железные дороги“ 10545302 рубля 75 копеек убытков, исключив из суммы, предъявленной истцом к
возмещению, налог на добавленную стоимость. Производство по делу в отношении Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области прекратил на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд, руководствуясь статьями 14 - 16, 18 Закона “О ветеранах“, статьей 30 Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, статьей 4 Закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ и статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что причиной возникновения убытков явилось недостаточное финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, из федерального бюджета.

Не согласившись с вынесенным решением, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя, ответственность за понесенные истцом убытки в связи с предоставлением льгот по Закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ на Министерство финансов Российской Федерации возложена необоснованно, поскольку ответчиком перечислены субсидии из средств федерального бюджета в полном объеме и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536; суд не исследовал факт надлежащего исполнения Владимирской областью обязательств по долевому финансированию целевых расходов, предусмотренных статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, срок действия которых продлен на 2004 год, ответчик указывает, что транспортным организациям, непосредственно
осуществлявшим перевозку ветеранов, денежные средства перечисляются на договорной основе органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по предъявлении соответствующих платежных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы. Таким образом, с учетом требований статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежащим ответчиком по спорным правоотношениям в части реализации Закона “О ветеранах“ является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета.

По утверждению Министерства финансов Российской Федерации, обязанность по возмещению расходов, возникших в ходе реализации Закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, возложена на финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Заявитель полагает, что Министерство финансов Российской Федерации при отсутствии средств в бюджете не может рассматриваться как причинитель вреда, а удовлетворение такой категории исков приведет к систематическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц. Кроме того, при принятии судебных актов не учтено, что, согласно статьям 83 (пункту 5) и 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично (не в полной мере), применяется закон о бюджете.

ОАО “Российские железные дороги“ в отзыве и устно в судебном заседании просило оставить жалобу без удовлетворения, обжалуемый судебный акт без изменения, как принятый в соответствии с законом и основанный на надлежащих доказательствах.

Законность решения от 27.07.2006 Арбитражного суда Владимирской области по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку
представителя в судебное заседание не обеспечил. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа не нашел оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.

Из материалов дела видно, что в 2003 - 2004 годах ОАО “Российские железные дороги“ во исполнение федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ предоставляло отдельным категориям населения льготы по проезду в железнодорожном транспорте.

Предметом настоящего иска явилось возмещение данных расходов.

В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 30 Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции от 23.10.2003) дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

В пункте 19 статьи 4 названного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Порядок). Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.

Данным документом определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Согласно приложению N 15 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2003 год“ и приложению N 14 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год“ Владимирской области выделены субсидии на реализацию Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере соответственно 95885000 и 152169000 рублей. Указанные средства в полном объеме использованы по целевому назначению на реализацию льгот инвалидам,
в том числе на компенсацию проезда инвалидов на железнодорожном транспорте, что подтверждено законами Владимирской области от 10.12.2002 N 127-ОЗ “Об областном бюджете на 2003 год“, от 11.05.2004 N 29-ОЗ “Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Владимирской области на 2003 год“, от 29.12.2003 N 136-ОЗ “Об областном бюджете на 2004 год“ и от 04.03.2005 N 22-ОЗ “Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Владимирской области на 2004 год“.

В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 Закона “О ветеранах“ инвалидам Великой Отечественной войны, участникам войны, ветеранам боевых действий и другим перечисленным в законе категориям граждан предоставляются льготы по бесплатному проезду либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).

Согласно подпункту “а“ пункта 1 части 1 статьи 10 названного Закона расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 статьи 10 предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, которыми установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Указанные средства выделяются Министерством финансов Российской Федерации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по представленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации платежным документам.

Судом установлено, что
истцу не в полном объеме компенсированы расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот ветеранам.

В силу статьи 4 Закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ указанные категории граждан имеют право на бесплатный проезд один раз (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов.

В статье 7 названного Закона предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“. Действие указанных Правил продлено на 2003 - 2004 годы. В пункте 1 Правил предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на 2002 год.

Полно и всесторонне исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что невозмещенные расходы, связанные с предоставлением льгот по названным законам, составляют 10545302 рубля 75 копеек без учета налога на добавленную стоимость, и сделал вывод о выделении Владимирской области из федерального бюджета недостаточно средств на реализацию законов “О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“ и “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ для возмещения организациям, предоставившим эти льготы. Основания для признания вывода Арбитражного суда Владимирской области неправильным у суда округа отсутствуют.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Владимирской области правомерно удовлетворил требования истца за
счет казны Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы о нарушении судом пункта 5 статьи 83 и статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации судом округа во внимание не принимаются.

Как указано в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О, федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом округа не установлено. В силу изложенного кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.07.2006 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-1120/2006-К1-6/57 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области, г. Владимир, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

СИНЯКИНА Т.В.

ТЕРЕШИНА Н.М.