Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2005 по делу N 10АП-539/05-АК Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Фонда социального страхования РФ о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога - на цели государственного социального страхования является правильным, так как ответчиком допущены нарушения при оплате листов нетрудоспособности.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 28 марта 2005 г. Дело N 10АП-539/05-АК“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2005 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К., судей - М.Л.М., Ч., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.И.В., при участии в заседании: от истца (заявителя) - С.С.Г. по доверенности от 06.12.2004 N 22-01-23/1839 сроком полномочий до 25.11.2007, от ответчика - М.В.Т. по доверенности от 18.11.2004 N 01-23/05/5686 сроком полномочий до 21.11.2004, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ на
решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2005 г. по делу N А41-К2-13854/04, принятое судьей С.Н.В., по иску (заявлению) Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ к Государственному учреждению Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (Видновское отделение N 7814) обратился с заявлением к Государственному учреждению Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Филиалу N 42 о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования.

Решением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2005 г. по делу N А41-К2-13854/04 Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2005 г. по делу N А41-К2-13854/04, Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ подал апелляционную жалобу.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что согласно ст. 12 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ обязанность страхователя проверять оформление листков нетрудоспособности не предусмотрена. Как указывает заявитель, при проверке ответчик согласно ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации обязан руководствоваться ст. 32 Налогового кодекса РФ и Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, следовательно, вывод суда о том, что были нарушены Приказ Минздравмедпрома РФ N 206 и Постановление ФСС РФ N 21 от 19.10.1994 (ред. от 25.06.1996, с изм. от 27.03.2002) “Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан“, не соответствует обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в соответствии с п. 1.4 вышеуказанной Инструкции контроль за ее соблюдением в
государственных, муниципальных, частных лечебно-профилактических учреждениях, а также частнопрактикующими врачами осуществляется в пределах своей компетенции органом управления здравоохранения соответствующего уровня, профессиональной медицинской ассоциацией, исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации. Страхователь, в свою очередь, руководствуется п. 1 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ и Инструкцией “О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан“, в соответствии с которыми страхователь не обладает правом на выдачу листков нетрудоспособности. Из указанного заявитель делает вывод, что АК Сберегательный банк РФ не может нести ответственность за неправильное оформление листков нетрудоспособности работниками лечебных учреждений, поскольку на заявителя не возложена обязанность выдачи данных листков и соблюдения законодательства при их выдаче, в то время как согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ неоплата листков временной нетрудоспособности нарушает права работников в сфере трудового законодательства.

Также заявитель считает, что решение ответчика вынесено с нарушением п. 59 “Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам“, утв. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24 “Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам“: не указан перечень оснований, по которым Фонд принимает решения о непринятии к зачету сумм у страхователя или принятии мер к лечебным учреждениям, выдавшим листок временной нетрудоспособности, и делает вывод, что решение отделения Фонда социального страхования не соответствует требованиям п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ), поскольку в решении не излагаются обстоятельства совершенного
страхователем правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Также заявитель полагает, что в решении не указаны конкретные правонарушения с указанием норм законодательных актов, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Как указывает АК Сбербанк РФ, решение вынесено в отношении филиала Сбербанка России ОАО, который в силу ст. 9 Налогового кодекса РФ не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, кроме того, в решении допущены исправления в суммах непринятия к зачету и подписано оно лицом без предъявления документов, подтверждающих право на подписание данного решения, что, по мнению банка, влечет отмену решения.

АК Сбербанк РФ полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка решению о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования N 122 от 19.11.2004, согласно которому, как считает заявитель, Фонд частично признал требования Сбербанка России (ОАО).

АК Сбербанк России (ОАО) указывает, что Фондом не учтен факт устранения банком большинства замечаний по листкам нетрудоспособности, которые были указаны в решении Фонда N 52. В законодательстве, по мнению банка, отсутствует запрещение устранять замечания отделения ФСС РФ, установленные проверкой, и дооформлять листки нетрудоспособности.

Также Сбербанк России (ОАО) считает, что Фонд неправомерно делает ссылку на Приказ Минздравпрома РФ от 13.01.1995 N 5 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности“, так как он был отменен Приказом Минздравмедпрома РФ от 10.12.2002 N 373.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, свою позицию пояснил устно, полагая, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 “Об основах обязательного социального страхования“ Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования
Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 исполнительный орган ФСС РФ контролирует правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицом и расходы на обязательное социальное страхование и вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 “О Фонде социального страхования“, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

В соответствии с п. 8.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утв. Постановлением Федерального фонда социального страхования N 22 от 09.03.2004 (зарегистрировано в Минюсте под номером 5710), расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.

Решения отделений (филиалов отделений) Фонда о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователями - плательщиками единого социального налога, направляются в налоговые органы.

При проверке больничных листов в Видновском отделении N 7814 Сберегательного банка РФ
ревизорами филиала ГУ МОРО ФСС РФ было обнаружено, что заявитель принимал от своих сотрудников документы, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, и производил выплаты на основании этих документов.

Листки нетрудоспособности не соответствуют требованиям Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, исследовав доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований к отмене решения суда.

Материалами дела установлено.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Открытое акционерное общество) имеет свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 1, л. д. 21).

Актом N 52 с/с документарной выездной проверки расходов страхователя на цели государственного страхования от 24.04.2004 проведена проверка назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (т. 1, л. д. 8). На основании акта проверки вынесено решение о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования (т. 1, л. д. 7).

На основании постановления о проведении повторной документальной выездной проверки страхователя N 122 от 12.11.2004 (т. 2, л. д. 36) отделением Фонда социального страхования проведена повторная документальная проверка Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице представителя - Видновского отделения N 7814, Сберегательный банк.

Отделением ФСС РФ на основании акта N 122 с/с документарной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 18.11.2004 (с таблицей) 27 листов нетрудоспособности не приняты к зачеты расходы, произведенные по 24 листам нетрудоспособности (т. 2, л. д. 4 - 10, 11 - 17).

По результатам проверки вынесено решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого
социального налога на цели обязательного социального страхования N 122 от 19.11.2004 (т. 2, л. д. 2 - 3), не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию и не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 85288 руб.

Как установлено судом первой инстанции, по мнению заявителя, расходы в сумме 81800 руб. не приняты к зачету Государственным учреждением Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Филиалом N 42 неправомерно, поскольку в листки нетрудоспособности внесены необходимые изменения согласно акту проверки N 122 с/с от 18.11.2004.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 “Об основах обязательного социального страхования“ Фонд социального страхования является страховщиком, Сбербанк России (ОАО) является страхователем.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 страховщики обязаны контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам. Как указано судом первой инстанции, такой контроль страховщиками осуществляется посредством проведения документальных выездных проверок, которые назначаются и проводятся на основании решения руководителя Фонда социального страхования.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 Фондом социального страхования не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно пп. 3 п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 “О Фонде социального страхования“, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем
суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. Указанное правило не нарушает прав заявителя, поскольку любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов.

Согласно ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. Приказом от 19.10.1994 N 206 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Постановлением от 19.10.1994 N 21 Фонда социального страхования Российской Федерации, определяет правила выдачи листка нетрудоспособности, удостоверяющего временную нетрудоспособность граждан и подтверждающего временное освобождение от работы граждан.

Пунктом 13 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (приложение N 4 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 5 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности“), установлено, что печать лечебно-профилактического учреждения ставится в правом верхнем и нижних углах бланка при выписке на работу или продлении листка нетрудоспособности.

В нарушение п. п. 2.2, 2.3 Инструкции о порядке выдачи документов и п. п. 3, 9, 13, 15 Порядка оформления документов больничные листы, представленные в ходе проведения проверки Сбербанком России (ОАО), правомерно не приняты органом Фонда социального страхования к зачету в сумме 82288 руб. Не соответствуют требованиям указанных нормативно-правовых актов листки нетрудоспособности N АЗ 1603576, АЦ 4734515, АЛ 2802938, АЧ 7065676, АЛ 1427288, АЮ 3114790, АТ 4911696, АЗ 1680762, АП 2802684, АЩ 2329472
как продленные свыше срока без разрешения клинико-экспертной комиссии, АЦ 5663824 выдан единовременно и единолично свыше 10 дней, в листок нетрудоспособности N АЛ 2713993 внесены исправления, не заверенные печатью медицинского учреждения, в листке нетрудоспособности N АТ 5719985 нет печати в верхнем правом углу, не записаны адрес медицинского учреждения, вид нетрудоспособности, нет записи в графе “Режим“ и не указаны фамилия и должность врача, лист нетрудоспособности N АЮ 4041735 не содержит сведений в графе “Вид нетрудоспособности“, в графе “Режим“ нет записи с какого числа стационарный режим, при продлении листка не заполнена графа “Режим“, при выписке не записаны фамилия и должность врача, в листе нетрудоспособности серии 57796 N 049894 печати в правом верхнем и нижних углах не читаемы, лист нетрудоспособности N АД 2620326 не содержит печатей в правых верхнем и нижнем углах, лист N БА 6346822 - штамп медицинского учреждения и печать в правом углу плохо читаемы, адрес учреждения не записан. Сбербанком России (ОАО) факт несоответствия установленным требованиям листков нетрудоспособности N АЧ 7273782, АЦ 5559261, АЦ 5463956, 58486 N 028693, 57793 N 039536, БЗ 3687184, БЗ 3604316 не оспаривается (т. 1, л. д. 94 - 119).

Доводы апелляционной жалобы АК Сберегательный банк РФ о том, что заявитель не может нести ответственности за неправильное оформление листков нетрудоспособности работниками лечебных учреждений, поскольку на заявителя не возложена обязанность выдачи данных листков и соблюдения законодательства при их выдаче, в то время как согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ неоплата листков временной нетрудоспособности нарушает права работников в сфере трудового законодательства, не обоснованны.

Основными нормативными документами в рассматриваемый период, на основании которых
осуществляются начисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, являются “Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию“, утв. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.12.1984 N 191, и “Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию“, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984.

Согласно ст. 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты также устанавливаются федеральным законом. При этом Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. Приказом от 19.10.1994 N 206 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Постановлением от 19.10.1994 N 21 Фонда социального страхования Российской Федерации, является основным документом, определяющим правила выдачи листка нетрудоспособности.

Согласно п. 58 Постановления Фонда социального страхования РФ от 17.03.2004 N 24 “Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок“ перед проверкой назначения (исчисления) пособий по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинского работника, четкие печати, название и штампы лечебно-профилактического учреждения. Имеющиеся исправления должны быть заверены печатями лечебно-профилактического учреждения.

Таким образом, принимая от работника листок временной нетрудоспособности, бухгалтерия предприятия должна проверить правильность его заполнения, так как указанный документ является первичным документом бухгалтерского учета.

В соответствии с указанным выше заявитель мог не принимать неверно оформленные листки нетрудоспособности, обязать своих сотрудников исправить указанные листки нетрудоспособности в медицинском учреждении в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов и Порядком оформления документов, и принять исправленные листки трудоспособности, тем самым не нарушив нормы трудового законодательства, на которые заявитель ссылается, а также не нарушить положения законодательства об обязательном социальном страховании.

Проверка ответчиком проведена на основании и в соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утв. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24 “Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам“. Довод заявителя о нарушении ответчиком п. 59 настоящих Методических указаний противоречит обстоятельствам дела.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Видновское отделение N 7814 Сберегательного банка России (ОАО) имеет отдельный баланс, печать, исполняет обязанности юридического лица по уплате налогов и сборов, включая взносы на обязательное социальное страхование, таким образом, ссылка заявителя на нарушение ответчиком ст. 9 Налогового кодекса РФ противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы Сбербанка России (ОАО) о том, что ссылка суда первой инстанции на Приказ Минздравпрома РФ от 13.01.1995 N 5 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности“ является неверной, поскольку этот Приказ не зарегистрирован в Минюсте РФ.

Апелляционный суд считает, что указанный довод заявителя несостоятелен, поскольку такая ссылка суда первой инстанции на указанный выше Приказ не повлекла за собой принятие неверного решения.

Законодателем не предусмотрено освобождение организации-страхователя от ответственности в случае устранения допущенных нарушений при оплате листов нетрудоспособности, оформленных с нарушением установленного порядка.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, принятым в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством о социальном страховании.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 257, 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2005 г. по делу N А41-К2-13854/04 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ - без удовлетворения.