Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2005, 30.03.2005 по делу N А40-4217/05-146-17 Суд удовлетворил требование о признании недействительным ненормативного акта налогового органа об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, так как ликвидация юридического лица осуществлялась ликвидационной комиссией в соответствии с требованиями законодательства РФ и по ее окончании в налоговый орган были представлены все необходимые документы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 марта 2005 г. Дело N А40-4217/05-146-1730 марта 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2005 г.

Полный текст решения изготовлен 30 марта 2005 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Л., единолично, при ведении протокола заседания судьей Л., с участием: от заявителя - Ю. по доверенности от 12.02.04 N 409-р, К. по доверенности от 25.02.05; от заинтересованного лица - С. по доверенности от 15.03.05, рассмотрел дело по заявлению ликвидационной комиссии ГУП “Центр по изданию Книги памяти г. Москвы“ к ИФНС РФ N 2 по г. Москве о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ликвидационная комиссии ГУП “Центр
по изданию Книги памяти г. Москвы“ обратилась в арбитражный суд с заявлением к ИФНС РФ N 2 по г. Москве о признании незаконным решения налогового органа N 14516 от 17.12.04 об отказе в государственной регистрации и об обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации юридического лица, указывая, что налоговый орган неправомерно отказывается произвести государственную регистрацию добровольной ликвидации юридического лица.

Представитель ИФНС РФ N 2 по г. Москве явился в судебное заседание, просит отказать в удовлетворении требования, ссылаясь на то, что согласно письму УМНС РФ по г. Москве от 08.04.2003 N 34-06/19011 при наличии в регистрирующем органе сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов либо при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Кроме того, в соответствии с абзацем 3 статьи 89 НК РФ в связи с ликвидацией юридического лица проводится выездная налоговая проверка. После этого процедура ликвидации завершается путем снятия с учета налогоплательщика. Однако документы о проведении такой проверки организацией не были представлены.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявление обоснованное и подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, постановлением правительства г. Москвы от 19 октября 1999 года N 957 и распоряжением Департамента имущества города Москвы от 12 февраля 2004 года N 409-р принято решение о ликвидации ГУП “Центр по изданию Книги памяти г. Москвы“ и создании ликвидационной комиссии, председателем ликвидационной комиссии назначен Ю.

В соответствии со ст. 62 ГК РФ ликвидационная
комиссия подала в ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, составленное по форме N Р15001, согласно приложению N 8 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439, и уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), составленное по форме N Р15002, согласно приложению N 9 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439, о чем были внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц и получены свидетельства от 13.10.2004 77 N 0380742 и от 14.10.2004 77 N 0380743 (л. д. 12, 13).

Из материалов дела также усматривается, что в налоговую инспекцию было подано сообщение о ликвидации от 25.11.1999, которое получено 30.11.1999.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационной комиссией помещена в газете “Регистрационный Вестник“ N 1 (93) от 06.01.2000 публикация о ликвидации ГУП “Центр по изданию Книги памяти г. Москвы“ о порядке и сроке - 2 (два) месяца с даты публикации - заявления требований кредиторов.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности.

Ликвидационной комиссией было направлено в ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы уведомление кредитору о ликвидации юридического лица и заявлении требований (исх. N 5 от 29.04.2004), которое получено налоговым органом 06.05.04. Также ликвидационной комиссией были уведомлены о ликвидации юридического лица и заявлении требований внебюджетные фонды. Ликвидационной комиссией не выявлено имущество ликвидируемого юридического лица, о чем свидетельствуют ответы МОТОТРЭР ГИБДД УВД ЦАО
г. Москвы об отсутствии АМТС, 1-го м/р ОССП по ЦАО г. Москвы об отсутствии исполнительных производств, арестованного имущества, Мосрегистрации об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество, Московского земельного комитета об отсутствии земельно-правовых документов.

Согласно информационному письму ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы N 18-08/6298 ликвидируемое юридическое лицо имеет один открытый депозитный валютный счет в Пролетарском филиале АК “МИнБ“. Между тем согласно ответу ДО “Пролетарское отделение“ ОАО “АК “МИнБ“ от 13.01.2005 N 45-06-16/4 расчетный счет закрыт 10.08.2000.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ имеет N 110, а не N 10.

После окончания срока для предъявления требований кредиторов, в течение которого требования кредиторов в адрес ликвидационной комиссии не поступали, ликвидационной комиссией был составлен промежуточный ликвидационный баланс, который был утвержден собственником имущества ликвидируемого юридического лица - Департаментом имущества города Москвы. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс сдан в налоговый орган юридического лица, о чем имеется отметка в получении от 02.06.2004, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса был уведомлен орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (подано уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, составленное по форме N Р15003, согласно приложению N 10 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 10), о чем также была внесена запись в ЕГРЮЛ и получено свидетельство от 19.10.2004 77 N 0380744).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Поскольку не поступали требования
кредитора - ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы, а также иных кредиторов в адрес ликвидационной комиссии, в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия составила ликвидационный баланс, который был утвержден Департаментом имущества города Москвы.

Согласно п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ в случае ликвидации организации снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

В связи с завершением ликвидационной процедуры и в соответствии с п. ст. 21 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц“ ликвидационной комиссией направлены в ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ от 06.12.2004.

Решением ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы N 14516 от 17.12.04 отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лица со ссылкой на ч. 1 ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ, ч. 1 ст. 226 ФЗ N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Арбитражный суд первой инстанции считает, что данное решение не соответствует законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ликвидационной комиссией для государственной регистрации в связи с
ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представлены документы, определенные ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.01 “О государственной регистрации юридических лиц“, а именно: подлинное прошитое и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, форма N Р16001 с приложением расписки в получении документов, представленных для государственной регистрации ликвидации (лист “А“ к форме N Р16001) в двух экземплярах; подлинный ликвидационный баланс, утвержденный собственником имущества; подлинная квитанция об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации. Факт представления документов подтверждается описью документов, направленных ликвидационной комиссией в регистрирующий орган.

Пунктом 1 ст. 21 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц“ предусмотрен закрытый перечень представляемых заявителем документов при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. Следовательно, отказ в государственной регистрации юридического лица на основании ч. 1 ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц“ необоснован, поскольку были представлены определенные п. 1 ст. 21 ФЗ N 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией документы.

Часть 1 ст. 226 ФЗ N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в связи с нарушением требований, установленных п. 2 ст. 224 ФЗ N 127-ФЗ, согласно которым при недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Однако ликвидация ГУП “Центр по изданию Книги памяти г. Москвы“ проводилась в добровольном порядке в соответствии с нормами ГК РФ. В ходе ликвидационной процедуры не были заявлены
требования к ликвидируемому юридическому лицу. Поэтому доводы налогового органа в этой части являются необоснованными.

Довод о том, что не проведена выездная налоговая проверка, также не может служить основанием для отказа в регистрации ликвидации, так как проведение выездной налоговой проверки не зависит от заявителя по делу. Законодательство о государственной регистрации не устанавливает обязательность проведения выездной налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией.

В связи с удовлетворением заявленного требования о признании отказа в регистрации ликвидации юридического лица подлежит удовлетворению требование об обязании осуществить государственную регистрацию и внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации.

Судом первой инстанции рассмотрены все доводы налогового органа, однако они не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст. ст. 104, 110 АПК РФ уплаченная по заявлению госпошлина подлежит возврату, однако заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 174, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

признать незаконным решение ИФНС РФ N 2 по г. Москве от 17.12.2004 N 14516 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Обязать ИФНС РФ N 2 по г. Москве осуществить государственную регистрацию юридического лица и внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ГУП “Центр по изданию Книги памяти г. Москвы“ в связи с его ликвидацией и выдать свидетельство о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г. Москвы.