Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2005, 15.02.2005 по делу N 09АП-716/05-ГК Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными действий государственного органа об отказе от установления и утверждения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые заявителем, оставлено без изменения, т.к. заявитель не представил доказательств, подтверждающих его статус поставщика природного газа.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

22 февраля 2005 г. Дело N 09АП-716/05-ГКрезолютивная часть объявлена 15 февраля 2005 г. “

(извлечение)

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего П., судей Я., С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем С.Е., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Бесланрайгаз“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2004 по делу N А40-49975/04-2-337, принятое судьей М. по иску ОАО “Бесланрайгаз“ к ответчику - Федеральной службе по тарифам РФ, 3-е лицо: Федеральная антимонопольная служба РФ, о признании незаконным действий, с участием от истца: в судебное заседание не явились,
извещены; от ответчика: К. по доверенности от 11.01.2005 N 6/13; от 3-го лица: М.Е. по доверенности от 22.09.2004 N ИА/6005,

УСТАНОВИЛ:

В тексте документа, видимо, имеются в виду Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“.

ОАО “Бесланрайгаз“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральной службе по тарифам РФ о признании незаконными действий Федеральной службы по тарифам по отказу от установления и утверждения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые ОАО “Бесланрайгаз“ конечным потребителям Правобережного района РСО-Алания, выраженному в письме N ОЖ 993/9 от 29.03.04, а также действия Федеральной службы по тарифам по отказу от установления и утверждения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые ОАО “Бесланрайгаз“ конечным потребителям Правобережного района РСО-Алания, выраженной в письме N 9-202 от 31.05.04, ссылаясь на нарушение ответчиком Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности“, Закона РФ “О естественных монополиях“.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2004 в удовлетворении исковых требований ОАО “Бесланрайгаз“ отказано.

Не согласившись с принятым решением, ОАО “Бесланрайгаз“ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2004 отменить полностью и удовлетворить заявленные требования ОАО “Бесланрайгаз“ по следующим основаниям.

Судом, по мнению заявителя, неправильно применена материальная норма права - пп. 7 п. 3.1 Методики определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утв. Постановлением ФЭК РФ от 06.02.2002 N 8/9, согласно которому для утверждения или изменения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщику газа необходимо было представить в ФЭК России сравнительные данные по статьям
затрат, поскольку размер платы, согласно Постановлению ФЭК РФ N 77-э/1, стал утверждаться только с 1 октября 2003 года.

Исходя из этого, суд неправильно установил, что ОАО “Бесланрайгаз“ не представило необходимый перечень документов для установления указанной платы.

Суд не верно дал оценку представленным документам, которые подтверждают статус ОАО “Бесланрайгаз“ в качестве поставщика природного газа в Правобережный район РСО-Алания.

Также, по мнению заявителя, необоснованна ссылка суда на отсутствие договора купли-продажи с собственником газа, поскольку в Методике определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги нет ни ссылки, ни конкретно существующего пункта о том, что для подтверждения статуса поставщика необходимо было представить договор.

Вместе с тем ОАО “Бесланрайгаз“ указывает, что оно представляло договоры, которые были заключены с ООО “Аланиярегионгаз“, б/н от 31.10.2000, и действующий договор поставки газа с ООО “Аланиярегионгаз“ N 39-3-007 от 04.10.2001, данные договоры прилагались к письмам ОАО “Бесланрайгаз“ исх. N 84 от 17.03.2004, исх. N 167 от 17.05.2004.

Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель Федеральной службы по тарифам РФ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил в Девятый арбитражный апелляционный суд письменные возражения на апелляционную жалобу.

Представитель Федеральной антимонопольной службы РФ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Представил в Девятый арбитражный апелляционный суд письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд г. Москвы полно, всесторонне и объективно
исследовал обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Доводы истца о том, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применена материальная норма права, пп. 7 п. 3.1 Методики определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителя поставщиками газа, утв. Постановлением ФЭК РФ от 06.02.2002 N 8/9, не принимаются судом по следующим основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 328 имеет дату 22.05.2002, а не 25.05.2002 и имеется в виду Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти“.

В соответствии с “Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ“, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (в редакции Постановления Правительства РФ от 25.05.2002 N 328), ФЭК России осуществляет государственное регулирование размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками конечным потребителям газа при его реализации по регулируемым ценам. Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ Федеральная энергетическая комиссия преобразована в Федеральную службу по тарифам.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 8/9 во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 разработана и утверждена Методика определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (далее - Методика).

Абзацем 7 п. 3.1 Методики в качестве обязательного требования для определения размера платы установлено представление в ФЭК России: сравнительных данных по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.

Ссылка на Постановление ФЭК России от 24.09.2003 N 77-э/1
в данном случае не применима, поскольку данное Постановление было принято в соответствии с названной Методикой, в целях установления величины тарифа для организаций, предоставивших требуемые п. 3.1 Методики материалы.

Также необоснованны ссылки истца на то, что суд не верно дал оценку представленным документам, которые подтверждают статус ОАО “Бесланрайгаз“ в качестве поставщика природного газа в Правобережный РСО-Алания.

В соответствии с п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ ПССУ устанавливается организациям, являющимся поставщиками газа. Согласно Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ поставщиками газа являются собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам. Подтверждением наличия у организации статуса поставщика газа является договор поставки газа, позволяющий организации владеть реализуемым в дальнейшем газом на праве собственности. В отсутствие надлежащим образом подтвержденного статуса поставщика газа действия регулирующего органа по установлению ПССУ являются незаконными. Необходимость представления договора поставки газа подтверждается Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, не допускающим установление платы за снабженческо-сбытовые услуги иным, кроме поставщиков газа, организациям.

В материалах дела отсутствуют и сторонами не представлено доказательств, подтверждающих существование на момент обращения ОАО “Бесланрайгаз“ в ФСТ России договора поставки газа, заключенного ОАО “Бесланрайгаз“.

Заявление истца о том, что им представлен в арбитражный суд действующий договор поставки газа с ОАО “Аланиярегионгаз“ N 39-3-0007 от 04.10.2001, не соответствует действительности, поскольку согласно п. 8 данного договора срок его действия истек 31 декабря 2002 года.

Ссылки заявителя апелляционной жалобы на невозможность представления расчетов сравнительных данных по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и
размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года из-за отсутствия соответствующей службы в структуре истца не могут являться основанием для непредставления соответствующих документов, предусмотренных Методикой.

Ссылки заявителя апелляционной жалобы на решение Северо-Осетинского Управления ФАС РФ не могут быть приняты арбитражным апелляционным судом в силу ст. ст. 67, 68 АПК РФ.

Арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу ОАО “Бесланрайгаз“ необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2004 по делу N А40-49975/04-2-337 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО “Бесланрайгаз“ - без удовлетворения.