Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2005, 16.02.2005 по делу N А40-65986/04-12-688 В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правообладатель не представил необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество перехода данного права, его ограничения или совершенной после введения в действие данного закона сделки с объектом недвижимого имущества.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2005 г. - изготовлено Дело N А40-65986/04-12-68816 февраля 2005 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи В., единолично, протокол судебного заседания составлен помощником судьи С., в заседании приняли участие от заявителя: Б. - дов. от 28.12.04; от ответчика: не явился; от третьих лиц: не явились, рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению Департамента имущества г. Москвы к ответчику - Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, третьи лица - УВД ЮВАО г. Москвы, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, о признании
незаконным отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, оформленного письмом от 14.09.04 N 855/2004-376, в регистрации права собственности г. Москвы на нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Чистова, д. 5, стр. 4 общей площадью 123,1 кв. м, обязании Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы зарегистрировать право собственности г. Москвы на нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Чистова, д. 5, стр. 4 общей площадью 123,1 кв. м,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущества г. Москвы обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, оформленного письмом от 14.09.04 N 855/2004-376, в регистрации права собственности г. Москвы на нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Чистова, д. 5, стр. 4 общей площадью 123,1 кв. м и обязании Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы зарегистрировать право собственности г. Москвы на нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Чистова, д. 5, стр. 4 общей площадью 123,1 кв. м.

Департамент имущества г. Москвы обосновал свое заявление тем, что такой вид отказа в государственной регистрации права собственности, как наличие записи в ЕГРП, не предусмотрен федеральным законом; Мосрегистрация зарегистрировала контракт о передаче Управлению внутренних дел ЮВАО г. Москвы в оперативное управление нежилого помещения; ответчик не доказал обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого акта; спорный объект относится к муниципальной собственности; отказ
нарушает права Департамента имущества г. Москвы.

Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы (ответчик) в судебное разбирательство не явилось, письменный отзыв не представило. В деле имеются доказательства извещения его о времени и месте проведения судебного разбирательства.

УВД ЮВАО г. Москвы и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (третьи лица) в судебное разбирательство не явились, письменные отзывы не представили. В деле имеются доказательства извещения их о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Выслушав доводы представителя заявителя и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а иск не подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Департамент имущества г. Москвы действует на основании Положения, утвержденного Правительством Москвы от 16.07.02 N 559-ПП, согласно которому является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, обеспечивающим проведение государственной политики в области приватизации предприятий, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности г. Москвы; является юридическим лицом.

Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы действует на основании Положения о нем, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 08.04.98 N 341-РМ, в соответствии с которым является государственным органом г. Москвы, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и юридическим лицом.

Письмом от 14.09.04 N 855/2004-376 Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы сообщило заявителю об отказе в регистрации права собственности г. Москвы на здание по адресу: Чистова, д. 5, стр. 4 на основании абзаца 8 пункта 1
ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ по следующим причинам.

К государственной регистрации заявлено право собственности г. Москвы - здание по адресу: Чистова, д. 5, стр. 4 на основании выписки от 23.07.2004 из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы. Согласно данной выписке запись в реестр объектов недвижимости внесена на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации...“. В соответствии с записями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество здание по вышеуказанному адресу находится в оперативном управлении Управления внутренних дел Юго-Восточного административного округа г. Москвы. Согласно Приложению 1 к Постановлению ВС РФ N 3020-1 имущество органов внутренних дел РФ относится к исключительной федеральной собственности.

Письмо подписано государственным регистратором прав, который в соответствии с п. 13 “Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.98, является должностным лицом Учреждения юстиции.

Следовательно, оспариваемое письмо является действием органа (должностного лица), а спор возник из административных правоотношений, подлежащий рассмотрению в порядке ст. ст. 197 - 201 АПК РФ.

Заявление об оспаривании действия органа заявитель подал в арбитражный суд 10.12.04, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет
проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно абзацу 8 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникшего после введения в действие настоящего ФЗ перехода данного права.

Согласно п. 2 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению ВС РФ N 3020-1 имущество органов внутренних дел РФ относится к исключительной федеральной собственности.

Следовательно, правообладателем здания по адресу: Чистова, д. 5, стр. 4 является Российская Федерация, которая еще не представила заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.

Оспариваемый отказ дан полномочным лицом полномочного органа.

Довод заявителя о том, что основанием отказа указана запись в реестре объектов недвижимости о передаче недвижимого
имущества в оперативное управление, не соответствует действительности, так как в оспариваемом письме основанием отказа указано наличие в соответствии с законом другого правообладателя, который еще не представил заявление на государственную регистрацию права собственности.

Оспариваемый отказ дан в соответствии со ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним“.

Регистрация контракта N 00-01251/99 о передаче Управлению внутренних дел ЮВАО г. Москвы в оперативное управление нежилого помещения площадью 123,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Чистова, д. 5, стр. 4, не может служить безусловным доказательством наличия у заявителя права собственности на нежилое помещение.

Данный контракт оформлен на основании Постановления Правительства Москвы от 06.07.1999 N 592 “О закреплении за УВД Юго-Восточного административного округа фактически занимаемых помещений“.

Следовательно, право оперативного управления на занимаемое нежилое помещение возникло у УВД Юго-Восточного административного округа до принятия Постановления Правительства Москвы от 06.07.1999 и до заключения контракта от 26.10.99.

Заявитель не представил ответчику и в арбитражный суд доказательств того, что указанное нежилое помещение относится к муниципальной собственности, так как не представил доказательств того, что на момент его занятия УВД Юго-Восточного административного округа или на дату принятия Постановления ВС РФ N 3020-1 от 27.12.91 оно находилось в ведении местных органов исполнительной власти.

Следовательно, оспариваемый отказ соответствует требованиям ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для обязания Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы произвести государственную
регистрацию права.

На основании ст. ст. 16 - 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ст. ст. 1 - 13, 15 - 17, 27, 29, 34, 35, 64 - 69, 71, 75, 155, 156, 166 - 170, 176, 180, 181, 189, 197 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление Департамента имущества г. Москвы к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы о признании незаконным отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, оформленного письмом от 14.09.04 N 855/2004-376, в регистрации права собственности г. Москвы на нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Чистова, д. 5, стр. 4 общей площадью 123,1 кв. м и обязании Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы зарегистрировать право собственности г. Москвы на нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Чистова, д. 5, стр. 4 общей площадью 123,1 кв. м оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.