Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2005 по делу N А40-538/05-76-5 Суд удовлетворил заявление о признании незаконными ненормативных актов налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, поскольку в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого правонарушения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 февраля 2005 г. Дело N А40-538/05-76-5“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2005 года.

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2005 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ч., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Карельский окатыш“ к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании незаконным решения N 11 от 20.09.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 “О привлечении ОАО “Карельский окатыш“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, признании незаконным решения N 33 от 29.11.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по
крупнейшим налогоплательщикам N 5 “О взыскании налога (пени) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках“ в части взыскания с ОАО “Карельский окатыш“ налога на добавленную стоимость в сумме 549633 руб.; признании недействительным требования N 19/75 по состоянию на 29.09.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, при участии: от заявителя - Ш., дов. от 28.01.05 N 160, М., дов. N 74 от 11.01.05, от заинтересованного лица - А., дов. N 2 от 11.02.05, С., дов. N 51 от 30.07.2004,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Карельский окатыш“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения N 11 от 20.09.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 “О привлечении ОАО “Карельский окатыш“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, признании незаконным решения N 33 от 29.11.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 “О взыскании налога (пени) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках“ в части взыскания с ОАО “Карельский окатыш“ налога на добавленную стоимость в сумме 549633 руб.; признании недействительным требования N 19/75 по состоянию на 29.09.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5.

Представитель Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, не признав требования, ссылается на то, что ОАО “Карельский окатыш“, представив в инспекцию копии ненадлежаще оформленных счетов-фактур, которые в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к
вычету, тем самым не исполнило обязанность, предусмотренную п. 1 ст. 172 НК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что предъявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по КН N 5 проведена камеральная проверка налоговой декларации ОАО “Карельский окатыш“ по НДС по ставке 18% за май 2004 г., принято решение N 11 от 20.09.2004 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в возмещении НДС на общую сумму 549633 руб. по счетам-фактурам N 033102 от 31.03.2004 на сумму 2206093,02 руб., в т.ч. НДС - 213110,51 руб., N 043002 от 30.04.2004 на сумму 1397057,76 руб., в т.ч. НДС - 336522,66 руб., выставленным ООО “Севтехнотранс“, и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 109926,6 руб. Основанием отказа послужил тот факт, что в представленных счетах-фактурах не указаны наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, ОАО “Карельский окатыш“ нарушило порядок оформления счетов-фактур, предусмотренный ст. 169 НК РФ.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Как следует из материалов дела, счета-фактуры N 033102 и N 043002 выставлены ООО “Севтехнотранс“ и предъявлены
в адрес ОАО “Карельский окатыш“ за оказанные услуги по перевозке железнодорожным транспортом известняка по маршруту Елец - Костомукша в марте - апреле 2004 года на основании договора N 148 от 28.11.2000.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику налога на добавленную стоимость и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

В соответствии с действующим порядком применения налога на добавленную стоимость налоговый вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится налогоплательщиком по мере их оплаты и оприходования, а также при наличии полученных от поставщиков и зарегистрированных в книге покупок счетов-фактур по этим товарам. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В пункте 5 статьи 169 Кодекса перечислены все обязательные реквизиты, которые должен содержать правильно оформленный счет-фактура.

Письмом МНС РФ от 26.02.2004 N 03-1-08/525/18 разъяснено, что при оказании услуг некоторые из строк и граф счета-фактуры не могут быть заполнены по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах ставятся прочерки. В частности, при оказании услуг, когда отсутствуют понятия “грузоотправитель“ и “грузополучатель“,
в соответствующих строках ставятся прочерки.

Данные требования заявителем не выполнены. Счета-фактуры N 033102, 043002 не оформлены надлежащим образом - прочерки отсутствуют, что не оспаривается заявителем.

В материалы дела представлены исправленные счета-фактуры.

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который инспекция обязана соблюдать при выявлении правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.

Согласно статье 10 НК РФ привлечение организаций и предпринимателей к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14 и 15 Налогового кодекса РФ. При рассмотрении материалов проверки налоговый орган должен соблюдать порядок, определенный статьями 100 и 101 НК РФ, а также основополагающие принципы привлечения лица к ответственности.

Данные требования налоговым органом не выполнены.

Ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Установленное нарушение в виде отсутствия “прочерков“ в графе “грузоотправитель“ и “грузополучатель“ не повлекло задолженности перед бюджетом, в связи с чем основания для привлечения к налоговой ответственности отсутствуют.

На основании изложенного подлежат удовлетворению заявленные требования в части
признания незаконными решения N 33 в части взыскания НДС - 549633 руб. и требования N 19/75, выставленного на основании решения N 11.

На основании ст. 13 ГК РФ, ст. 137 НК РФ и руководствуясь ст. ст. 4, 29, 110, 167 - 169, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение N 11 от 20.09.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 “О привлечении ОАО “Карельский окатыш“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Признать незаконным решение N 33 от 29.11.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 “О взыскании налога (пени) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках“ в части взыскания с ОАО “Карельский окатыш“ налога на добавленную стоимость в сумме 549633 руб.

Признать недействительным требование N 19/75 по состоянию на 29.09.2004 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5.

Возвратить ОАО “Карельский окатыш“ из федерального бюджета госпошлину - 3000 руб., уплаченную по платежному поручению N 6010 от 16.12.2004.

Решение суда в части признания незаконными решения налогового органа и требования подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.