Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2005 по делу N А40-50156/04-87-541 Суд удовлетворил требование об обязании возместить НДС, так как заявитель представил полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения льготной налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 февраля 2005 г. Дело N А40-50156/04-87-541“

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: судьи: М., протокол составлен судьей, с участием представителей сторон: П. дов. N 18/2005 от 25.01.05, Н. дов. N 22 от 01.09.2004, рассмотрел дело по иску ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтехим“ к МРИ МНС России N 40 г. Москвы об обязании произвести возврат из федерального бюджета сумм НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт в размере 21328535 руб.

УСТАНОВИЛ:

истцом заявлен иск к МРИ МНС России N 40 г. Москвы об обязании произвести возврат из федерального бюджета сумм НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт в размере
21328535 руб.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Как следует из материалов дела, ответчик, ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтехим“ представило в МРИ МНС России N 40 по г. Москве декларацию по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% за май 2004 г. Кроме того, в налоговый орган были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, предусмотренные ст. 165 НК РФ, а также документы, подтверждающие величину налоговых вычетов (счета-фактуры, платежные документы, книги покупок).

По итогам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом было вынесено решение от 05.08.2004 N 05-30/109 о частичном возмещении НДС по налоговой ставке 0%, которым налоговый орган отказал в возмещении сумм НДС, предъявленных обществу и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) использованных при производстве и реализации экспортированных товаров, в размере 5729540 руб., а также отказал в возмещении суммы НДС, ранее уплаченной по товарам, по которым применение налоговой ставки 0% ранее не было документально подтверждено (в течение 180 дней), в размере 15598995 руб.

ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтехим“ осуществляет реализацию нефтехимической продукции полученной в результате переработки на давальческой основе сырья принадлежащего обществу. Нефтехимическая продукция реализуется обществом, как на экспорт, так и на внутреннем рынке.

Суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) используемых для производства и реализации экспортированных товаров предъявляются к вычету пропорционально себестоимости экспортированных товаров, по которым собран полный пакет документов предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сумма НДС, рассчитанная таким образом и предъявленная к возмещению в декларации за май
2004 года составила 5729539,89 руб. Уплата сумм НДС предъявленных обществу поставщиками подтверждается представленными счетами-фактурами и платежными документами, указанными в письменных пояснениях истца в таблице 4 и приобщенными к материалам дела.

Кроме того, ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтехим“ были предъявлены к вычету суммы НДС, начисленные и уплаченные с операций по реализации товаров на экспорт в размере 15598995,3 руб., состоящие из: 1) суммы НДС в размере 3173509,63 руб., начисленной и уплаченной ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтехим“ в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ с операций по реализации товаров на экспорт по причине того, что по истечении 180 дней с момента выпуска таможенными органами в режиме экспорта этих товаров отсутствовал полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ. Начисление указанных сумм НДС подтверждается налоговыми декларациями за налоговые периоды, в которых истекло 180 дней с момента оформления таможенными органами таможенных деклараций на вывоз товаров в режиме экспорта. Уплату начисленных сумм НДС не оспаривает и сама налоговая инспекция. Кроме того, данный факт подтверждается отсутствием у общества недоимки по уплате НДС. 2) ранее ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтехим“ заявляло право на применение налоговой ставки 0% по НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт указанных в таблице N 6 письменных пояснений налогоплательщика. Однако, налоговый орган счел применение налоговой ставки 0% необоснованным, а в связи с тем, что к моменту вынесения налоговым органом решений истекло более 180 дней с момента оформления товаров в режиме экспорта, в отношении которых налоговый орган счел применение налоговой ставки 0% необоснованным, им было произведено начисление НДС на такие операции. Начисленная налоговым органом сумма НДС составила 12425485,67 руб., данные обстоятельства
подтверждаются, перечисленными в таблице N 6 письменных пояснений истца и имеющимися в материалах дела. В счет уплаты начисленных сумм НДС налоговым органом был произведен зачет подтвержденных к возмещению сумм НДС от экспорта товаров, о чем свидетельствует отсутствие у организации недоимки по НДС.

Однако по причине отсутствия отметок о вывозе товаров на поручениях на отгрузку и коносаментах в возмещении указанных сумм НДС налоговым органом было отказано. При этом размер предъявленных к возмещению сумм НДС, а также факт уплаты указанных сумм НДС поставщикам, налоговым органом не оспаривается.

Суд не может согласиться с позицией ответчика, поскольку, в соответствии со ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК.

Согласно ст. 97 ТК РФ под экспортом товаров понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию. Следовательно, признаком экспорта товаров, дающим право для применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, является фактическое пересечение грузом границы РФ, т.е. товар считается реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы РФ. Право применения данной ставки по действующему законодательству о налогах и сборах поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара и не связано ли это было лишь с намерением поставщика. Как следует из материалов дела, в действительности имеет место
быть факт экспорта товаров.

Перечень документов для подтверждения обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, представляемых в налоговые органы, определен ст. 165 НК РФ. В соответствии с указанным в ст. 165 НК РФ исчерпывающим перечнем документов истец своевременно и в полном объеме представил в МРИ МНС России N 40 г. Москвы полный пакет документов, предоставляющих ему подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0%.

Ответчик неправомерно и незаконно отказывает истцу в применении налоговой ставки 0% к товарам, реализованным под таможенным режимом и в возмещении (возврате) сумм НДС в рассматриваемом периоде, ввиду обозначенных выше доводов, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит требования о необходимости предоставления в налоговый орган коносаментов и поручений на отгрузку с отметками таможенных органов о вывозе товаров.

Пунктом 1 ст. 165 НК РФ установлен перечень документов, которые необходимо представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в отношении товаров реализованных на экспорт, пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ к указанным документам отнесены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни РФ,
копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.

Указанные документы и были предоставлены обществом в налоговый орган. Требование же о необходимости предоставления в налоговый орган коносаментов с отметками пограничных таможенных органов о вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ, в пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, отсутствует. Более того, в представленных в налоговый орган ГТД, соответствующих представленным коносаментам, имеются отметки пограничных таможенных органов о вывозе товаров.

Имеется в виду пункт 12 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной Приказом ГТК РФ от 21.07.2003 N 806.

Кроме того, в соответствии п. 12 Приказа ГТК РФ от 21 июля 2003 г. N 806 таможенные органы отметки о вывозе товаров на коносаментах не проставляют. До вступления в силу указанного Приказа ГТК России издало рекомендации (Приложение 2 к Письму ГТК России от 04.09.2003 N 01-06/34440) по вопросам, касающимся порядка применения Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 года N 12-П. В рекомендациях также указано, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ отметка “Товар вывезен“ не требуется на поручении на отгрузку и коносаменте.

Относительно иных документов с отметками пограничных таможенных органов о вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ, на которые указывает в решении налоговый орган, ссылаясь при этом на Постановление КС РФ от 14.07.2003 N 12-П, то конституционно-правовой смысл положений выявленных в Постановлении заключается в том, что положение абзаца 4 пп. 4 п. 1 ст.
165 НК РФ, по своему смыслу в общей системе правового регулирования не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории РФ судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления в налоговые органы налогоплательщиком - для реализации предусмотренного п. 1 ст. 164 НК РФ права на применение ставки 0% по НДС - наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию.

Следовательно, при вывозе на экспорт товаров судами через морские порты, на основании пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ налогоплательщик имеет право по своему выбору предоставить копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ и копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни РФ, либо копии иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию, с отметками пограничных таможенных органов о вывозе товаров.

Ввиду того, что в налоговый орган были представлены коносаменты и поручения на отгрузку, то в предоставлении обществом “иных документов“ с отметками пограничных таможенных органов, нет необходимости.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности заявленного истцом искового требования и подлежащего его удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

обязать МРИ МНС России N 40 г. Москвы возместить (путем возврата) ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтехим“ из федерального бюджета сумм НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт в размере 21328535 руб.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Возвратить истцу из федерального бюджета госпошлину в размере 118242 руб. 67 коп.

Решение
в полном объеме изготовлено: 11.03.2005.