Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2005 N 10АП-1178/04-АК по делу N А41-К2-14190/04 Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 11 января 2005 г. Дело N 10АП-1178/04-АК“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 11 января 2005 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.Л.М., судей - И., М.Э.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А., при участии в заседании: от истца (заявителя) - Ф. - юрисконсульт, доверенность от 06.12.2004, от ответчика - не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Производственного кооператива “Сельскохозяйственная артель “Колхоз имени Ленина“ на решение Арбитражного суда Московской области от 04 октября 2004 г. по
делу N А41-К2-14190/04, принятое судьей Т., по иску (заявлению) Производственного кооператива “Сельскохозяйственная артель “Колхоз имени Ленина“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Лыткарино о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Производственный кооператив “Сельскохозяйственная артель “Колхоз имени Ленина“ обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Лыткарино о признании незаконным решения руководителя ИМНС РФ по г. Лыткарино Московской области N 625 от 26.05.2004 и обязании руководителя ИМНС РФ по г. Лыткарино - советника налоговой службы 1 ранга Щ. отменить решение N 625 от 26.05.2004.

Решением суда от 04.10.2004 по делу А41-К2-14190/04 в иске отказано.

Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе истца, в которой он просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

Доводы апелляционной жалобы заявитель обосновывает нарушением налоговой инспекцией порядка предъявления требований кредиторов в процедуре конкурсного производства, установленного пунктом 4 статьи 114 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Требования кредиторов по обязательным платежам в ходе конкурсного производства удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок, если требования по обязательным платежам заявлены после закрытия реестра требования кредиторов, в том числе возникшие после открытия конкурсного производства.

Ответчиком заявлено письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела. Учитывая, что доводы ответчика заслушаны, материалы дела исследованы в судебном заседании 30 ноября 2004 г., апелляционный суд считает возможным окончить рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 156 АПК РФ.

В судебное заседание 11.01.2005 от истца поступило заявление в порядке пункта 2 статьи 49 АПК РФ об отказе от исковых требований в части обязания руководителя ИМНС РФ
по г. Лыткарино - советника налоговой службы 1 ранга Щ. отменить решение N 625 от 26.05.2004.

Заявление судом удовлетворено.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.

Материалами дела установлено: оспариваемое решение Инспекции МНС РФ по г. Лыткарино от 26.05.2004 N 625 (л. д. 12) принято в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неоплатой в установленный срок, до 24.04.2004, ПК “СА “Колхоз им. Ленина“ требования N 1870.

Требование N 1870 выставлено ИМНС РФ по г. Лыткарино по состоянию на 14.04.2004. В требовании указано, что оно выставлено в связи с имеющейся задолженностью по лицевым счетам: по единому социальному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на добавленную стоимость, по налогу с продаж, по плате за пользование водными объектами, по налогу на имущество предприятий, по земельному налогу и по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций, и предложено погасить указанную задолженность до 24.04.2004.

Задолженность по налогам и сборам в сумме 3570041,28 руб., указанная в требовании N 1870, образовалась в период с сентября 2003 г. по февраль 2004 г., как указано налоговой инспекцией в отзыве на исковое заявление (л. д. 24 - 26).

Посчитав решение N 625 от 26.05.2004 нарушающим законодательство о банкротстве, а также права и законные интересы ПК “СА “Колхоз им. Ленина“, последний оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции ошибочно применены положения пункта 1 статьи 106 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности
(банкротстве)“.

Согласно пункту 3 статьи 11 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 названого Закона с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2002 по делу А41-К1-1473/99 ПК “Сельскохозяйственная артель “Колхоз им. Ленина“ признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (л. д. 8). Определениями суда по делу А41-К1-1473/99 от 05.12.2003, от 18.06.2004, от 17.12.2004 конкурсное производство продлено до 26.05.2005 (л. д. 10 - 11).

Также пунктом 1 статьи 98 Закона установлено, что исполнение обязательств должника допускается в случае и порядке, установленном главой 6 Закона.

Порядок исполнения обязательств установлен статьей 106 Закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ, согласно которой обязательства исполняются в рамках конкурсного производства в порядке очередности, то есть удовлетворение требований по одним обязательствам допускается только после полного удовлетворения требований по другим обязательствам.

В силу пункта 2 статьи 106 Закона требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь.

Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника,
возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (п. 1 ст. 106 Закона).

Принятие налоговой инспекцией решения N 625 от 26.05.2004 и отнесение задолженности истца по налогам и сборам к обязательствам должника, возникшим в ходе конкурсного производства, необоснованны.

Удовлетворение внеочередных требований по покрытию из конкурсной массы налогов и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды возможно в том случае, если обязанность по их уплате возникла в ходе процедур банкротства до закрытия реестра требований кредитора конкурсным управляющим.

Реестр требований кредиторов закрыт 24.02.2003, по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения о предъявлении требований в “Российской газете“ от 24.12.2002 N 240 (3108) (л. д. 43).

Принятие ИМНС РФ по г. Лыткарино решения N 625 от 26.05.2004 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации - на счетах в банках произведено за рамками конкурсного производства, в то время как правила очередности удовлетворения требований и внеочередного исполнения обязательств касаются только случаев заявления требований в рамках конкурсного производства. Таким образом, инспекцией нарушены процедуры банкротства, установленные Федеральным законом от 08 января 1998 г. N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Порядок удовлетворения требований по уплате обязательных платежей, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе возникающих после открытия конкурсного производства, установлен пунктом 4 статьи 114 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, в связи с чем пункт 1 статьи 106 Закона к обязательным платежам неприменим.

Применение судом первой инстанции Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.01.1998 N 3521/97 в обоснование позиции о непрепятствии внеочередного погашения налоговых обязательств, которые образуются в ходе
конкурсного производства после закрытия реестра, необоснованно. Данный судебный акт применен к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, и основан на положениях Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 “О несостоятельности (банкротстве) предприятий“.

Исходя из вышеизложенного, требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика задолженности по текущим платежам могут быть удовлетворены только в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Производственного кооператива “Сельскохозяйственная артель “Колхоз имени Ленина“ удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Московской области от 04 октября 2004 г. по делу А41-К2-14190/04 отменить.

Исковые требования Производственного кооператива “Сельскохозяйственная артель “Колхоз имени Ленина“ удовлетворить.

Решение руководителя ИМНС РФ по г. Лыткарино от 26 мая 2004 г. N 625 признать недействительным.