Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2005, 30.12.2005 N 10АП-3456/05-ГК по делу N А41-К2-12186/05 Суд удовлетворил требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании принять в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, так как такая передача предусмотрена законодательством и при этом установление каких-либо дополнительных условий передачи не допускается.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
27 декабря 2005 г. Дело N 10АП-3456/05-ГК30 декабря 2005 г. “
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д., судей - Б., М., при ведении протокола судебного заседания С.Н.А., при участии в заседании представителей сторон: от истца - И., удостоверение N 14274 от 09.12.04, по доверенности N НЮ-10/101 от 10.12.04; Х., по доверенности N НЮ-10/035 от 17.12.04; паспорт N 45 02 475238, выдан 26.03.02; от ответчика - представитель не явился, извещен; от третьего лица - представитель не явился, извещен; рассмотрев в судебном заседании 27 декабря 2005 года апелляционную жалобу Администрации Истринского района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2005 года по делу N А41-К2-12186/05, принятое судьей С.Н.В., по иску Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к Администрации Истринского района Московской области, при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным бездействия Администрации Истринского района Московской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, расположенных в Истринском районе Московской области и перечисленных в Приложении N 1 к Распоряжению Министерства имущественных отношений России, Министерства финансов России, Министерства путей сообщения России от 08.04.04 N 1499-р/110а/Т-92р, а также об обязании Администрации Истринского района Московской области принять в муниципальную собственность данные объекты.
Арбитражный суд Московской области определением от 16.08.05 привлек к участию в деле в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, дополнив пункт второй требований перечнем объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, а именно:
жилые дома, расположенные в г. Дедовск по адресу: ул. Фабричная ветка N 1, 2, 3; пл. Малиновка, 37 км, жилой дом без номера; пл. Миитовская, 40 км, дом N 1; ст. Снегири, дома N 1 - 3; пл. Павловская слобода, д. N 1, 3; пл. Исаково, д. N 3;
жилые дома, расположенные на станции Манихино по адресу: ул. Первомайская, д. N 1, 2, 5, 7, 12, 27, 29, 31, 39, 41; ул. Гагарина, д. N 1, 4, 10, 14а, 16а, 18а; ул. Железнодорожная, д. N 6, 19а; ул. Пушкина, д. N 1 - 5; ул. Новая, д. N 12; станция Манихино-2, д. N 2; перегон Жилино-Манихино, 159 км, жилой дом без номера; 51 км, 53 км, жилые будки без номера;
жилые дома, расположенные в г. Истра по адресу: пл. Троицкая, 54 км, дома N 2, 3; ул. Академика Иосифовича, д. N 15 - 17, 19;
жилые дома, расположенные на станциях: станция Новоиерусалимск, д. N 1 - 4; станция Чеховская, д. N 1 - 3, 7, 9; станция Холщевики, д. N 1 - 3, 7, 9;
жилые дома, расположенные на станциях: станция Румянцево, д. N 1 - 8, 10, 38а; 82 км, жилая будка; станция Лукино, 171 км, дома N 1 - 2; 172 км, дома N 1 - 2; станция Устиновка, дома N 2 - 4, 6; станция Лесодолгоруково, д. N 1, 4, 5; 96 км, жилая казарма;
жилые дома, расположенные по адресу: станция Манихино, ул. Гагарина, д. N 6, 8, 9; станция Дедовск, ул. Ногина, д. N 20; ул. Железнодорожная, д. N 10, 11, 12.
Арбитражный суд Московской области решением от 26 октября 2005 года заявленные ОАО “РЖД“ требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Администрация Истринского района Московской области просит решение суда от 26.10.05 отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание не явились представители ответчика и третьего лица, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ОАО “РЖД“ и Администрации Истринского района Московской области.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением Правительства РФ от 17.12.02 N 1453-р установлен срок завершения передачи в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения до 31.12.04.
ОАО “РЖД“ выполнило п. 2.1.1 соглашения, заключенного в 2004 г. с Главой Истринского района Московской области “О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги - филиала “РЖД“ в муниципальную собственность Истринского района Московской области“, перечислив на расчетный счет Администрации Истринского района платежным поручением от 20.12.04 3500000 руб.
В соответствии с вышеназванным Соглашением Администрация Истринского района через 30 дней после поступления денежных средств на свой счет должна была принять на обслуживание муниципальными предприятиями жилые дома, расположенные по адресу: станция Манихино, ул. Гагарина, д. 6, 8, 9; станция Дедовск, ул. Ногина, д. 20, ул. Железнодорожная, д. 10, 11, 12, однако обязательства не исполнила, в связи с чем истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ОАО “РЖД“, исходил из того, что они обоснованны, подтверждены материалами дела и соответствуют нормам действующего законодательства.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, ссылается на то, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права, поскольку в перечень передаваемых в муниципальную собственность объектов вошли квартиры, переданные в собственность физическим лицам, а согласно ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Также заявитель апелляционной жалобы указывает, что сроки передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы от акционерных обществ в муниципальную собственность законодательством не установлены.
Кроме того, Администрация Истринского района полагает, что суд первой инстанции не дал правовой оценки протоколу совещания у Главы Истринского района от 6 октября 2004 года, согласно которому передача в муниципальную собственность жилых домов должна проходить поэтапно и с предоставлением истцом ответчику землеотводных документов на объекты.
По мнению ответчика, отчуждение объектов должно проводиться вместе с земельными участками, на которых они расположены, а поскольку последние являются федеральной собственностью, вопрос оформления и передачи земельных участков с расположенными на них объектами в установленном порядке не разрешен.
С данными доводами заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ проведено разграничение государственной собственности РФ и строго определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 Приложения N 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в частности, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находились, объекты согласно данному постановлению передаются в муниципальную собственность.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.03 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ учреждено ОАО “РЖД“, уставный капитал которого составляет имущество и имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта за исключением имущества, не подлежащего приватизации.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением в муниципальную собственность должны быть переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащие приватизации, в составе имущества федерального железнодорожного транспорта.
Во исполнение указанной нормы Министерством имущественных отношений России совместно с Министерством финансов РФ и Министерством путей сообщения РФ вынесено распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.04, п. 3 которого предусмотрена передача в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов РФ согласно Приложению N 1 (л.д. 34 - 36, т. 1).
В утвержденный перечень согласно Приложению N 1 входят и указанные ОАО “РЖД“ в исковом заявлении жилые дома.
Письмом Министерства имущественных отношений РФ от 5 мая 2003 года N ЮМ-8/8781 “О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ установлено, что передача объектов осуществляется на основании решения Правительства РФ.
Согласно п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235, органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утверждаемой Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ форме в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов.
Срок передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность распоряжением Правительства РФ от 17.10.02 N 1453-р установлен до 31 декабря 2004 года.
Каких-либо условий, ограничений либо обременений для осуществления передачи в муниципальную собственность объектов, находящихся на балансе учреждений, указанными выше законодательными актами не установлено.
Более того, согласно Письму Министерства имущественных отношений РФ от 05.05.03 N ЮМ-8/8781 “О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность“ установление в распорядительном акте представительного (законодательного) органа власти субъекта РФ или представительного (законодательного) органа местного самоуправления каких-либо условий передачи объектов в государственную собственность не допускается.
Таким образом ссылка ответчика на протокол совещания у Главы Истринского района от 6 октября 2004 года, которым определена поэтапность передачи жилого фонда в муниципальную собственность и оформление при передаче землеотводной документации, несостоятельна.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним“ от 21.07.97 N 122-ФЗ недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, являются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что в муниципальную собственность должны быть переданы жилые дома как объекты недвижимого имущества - здания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.03 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ и Распоряжением N 1499-р/110а/Т-92р функции предприятий Министерства путей сообщения РФ по передаче жилья в муниципальную собственность были переданы ОАО “РЖД“.
Кроме того, распоряжение Правительства РФ от 17.10.02 N 1453-р принято в отношении всего круга участников процесса приема-передачи жилого фонда в муниципальную собственность и регулирует порядок этой передачи, в том числе, им регламентирован порядок установления компенсации затрат, связанных с содержанием жилого фонда.
В материалах дела имеются Соглашения 2002 г. и 2004 г. “О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги - филиала “РЖД“ в муниципальную собственность Истринского района Московской области“, которыми установлены определенные условия приема-передачи объектов согласно утвержденного Администрацией Истринского района перечня (л.д. 53 - 56, т. 1).
В соответствии с п. 2.1.1 указанного Соглашения 2004 года ОАО “РЖД“ обязалось перечислить Администрации Истринского района на ремонтно-восстановительные работы передаваемого жилого фонда 3500000 руб.
Выполнение истцом данного условия подтверждается имеющимся в материалах дела платежным поручением N 464 от 22.12.04.
Согласно тому же пункту соглашения после перечисления денежных средств на расчетный счет Администрации Истринского района последняя в течение 30 дней обязалась принять указанные в п. 1.2 соглашения объекты на обслуживание муниципальными предприятиями.
Доказательств принятия указанных объектов в муниципальную собственность ответчиком не представлено.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из вышеизложенного, Администрацией Истринского района Московской области не доказаны обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих возражений по иску.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда законное, обоснованное.
Руководствуясь ст. ст. 257, 266 - 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2005 года по делу N А41-К2-12186/05 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.