Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2005 N 09АП-14727/05-ГК по делу N А40-55352/05-54-444 Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по договору займа, процентов по облигациям государственного займа и процентов за пользование чужими денежными средствами на основании договора цессии оставлено без изменения, поскольку материалами дела установлено, что договор цессии является ничтожной сделкой.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 27 декабря 2005 г. Дело N 09АП-14727/05-ГК“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2005 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2005 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ж., судей - А.Т.К., Д.Н.В., при ведении протокола судебного заседания Д.А.В., при участии: от истца - Л.М.Л., А.Г.В., от ответчика - Л.В.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.05 по делу N А40-55352/05-54-444, принятое судьей М., по иску ООО “Юникс“ к Министерству финансов РФ о взыскании 61174833,04 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Юникс“ обратилось
в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации 61174833,04 руб., в том числе 30989000 руб. основного долга, 7747250 руб. процентов по облигациям федерального займа и 22438583,04 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.00 по 25.07.05.

Обосновывая заявленные требования, истец указал, что в соответствии с договором уступки права требования N 9 от 01.09.05 ТОО КБ “Порт-Петровск“ передало ООО “Юникс“ право требования к Министерству финансов РФ в размере 30989000 руб. долга согласно Реестру задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним в разрезе банков и организаций заемщиков, полученных в 1992 - 1994 гг. на реализацию государственной программы переселения согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.92 N 920 “О мерах по оказанию помощи аварскому населению, переселяющемуся из Кварельского района Республики Грузия в Республику Дагестан“. Согласно данному Реестру по состоянию на 01.09.98 сумма задолженности, подлежащая переоформлению в государственный внутренний долг Российской Федерации, по КБ “Порт-Петровск“ составляет 30989000 руб.

В результате неисполнения Министерством финансов Российской Федерации обязанности, возложенной на него ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год“, задолженность перед КБ “Порт-Петровск“ в размере 30989000 руб. не погашена, банк не получил причитающиеся ему проценты по облигациям федерального займа с постоянным доходом со сроком погашения в течение пяти лет, начиная с 2000 года ежегодно равными долями с уплатой 5% годовых, размер которых составляет 7747250 руб.

Решением от 07.11.05 суд отказал ООО “Юникс“ в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 61174833,04 руб. Взыскал с ООО “Юникс“ в доход федерального бюджета РФ 100000 руб. госпошлины.

Не
согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что суд сделал неправильный вывод о том, что поскольку соглашение о переоформлении задолженности не было подписано, то и обстоятельство не возникло как таковое, в результате суд пришел к выводу о том, что предметом цессии является несуществующее обязательство Минфина РФ, между тем предметом цессии являлось не право требования к Минфину РФ о выдаче облигаций, а задолженность его согласно Реестру задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним. Кроме того, по мнению заявителя, подписание Реестра задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним надо рассматривать как совершение ТОО КБ “Порт-Петровск“ всех необходимых достаточных действий для переоформления задолженностей по централизованным кредитам в государственный внутренний долг и как подтверждение Минфином РФ размера государственного внутреннего долга, относящегося непосредственно к ТОО КБ “Порт-Петровск“.

Проверив законность обжалуемого решения, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 72 ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год“ Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации было поручено переоформить в 1998 году не имеющую источников возврата задолженность по состоянию на 01.01.1998 по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и лесного комплексов, текстильной и легкой промышленности и других отраслей экономики, а также организациям, осуществляющим реализацию государственной программы переселения, и начисленным по ним процентам в государственный внутренний долг Российской Федерации.

При этом задолженность организаций, осуществляющих реализацию государственной программы переселения, подлежала отнесению на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи банкам, предоставившим кредиты указанным организациям,
облигаций федерального займа с постоянным доходом со сроками погашения в течение пяти лет, начиная с 2000 года ежегодно равными долями с уплатой 5 процентов годовых.

Во исполнение ст. 72 ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год“ и п. 46 Постановления Правительства РФ от 14.05.98 N 441 “Вопросы исполнения Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год“ Минфин России Приказом от 10.08.98 N 145 утвердил, “Порядок переоформления на государственный внутренний долг Российской Федерации задолженности организаций, осуществляющих реализацию государственной программы переселения“ (именуемый в дальнейшем “Порядок переоформления задолженности“).

Пунктами 2, 3 названного Порядка переоформления задолженности было установлено, что Управление федерального казначейства Республики Дагестан представляет в Минфин России реестр организаций-заемщиков в разрезе банков с указанием сумм задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним в срок до 01.09.98, согласованный с Национальным банком Республики Дагестан и соответствующими коммерческими банками.

На основании представленного Реестра Минфин России заключает соглашение с банками о переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций-заемщиков на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Министерством финансов Российской Федерации банкам облигаций федерального займа с постоянным доходом со сроками погашения в течение пяти лет, начиная с 2000 года, ежегодно равными долями с уплатой 5 процентов годовых.

Согласно п. 4 Порядка переоформления задолженности выдача банкам облигаций федерального займа осуществляется Минфином России на условиях, определенных в соглашении.

Судом первой инстанции обозревался подлинный Реестр задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, полученных в 1992 - 1994 гг. на реализацию государственной программы переселения, представленный в Минфин России. Сумма задолженности организаций-заемщиков перед КБ “Порт-Петровск“, подлежащая переоформлению в государственный внутренний долг Российской
Федерации, по состоянию на 01.01.98 составляла 30989000 руб.

Статьей 100 ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ действие ст. 72 ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год“ было продлено на 1999 год и установлено, что задолженность организаций, осуществляющих реализацию программы переселения, переоформляется в государственный внутренний долг Российской Федерации (за исключением задолженности, переоформленной в 1998 году) путем выдачи коммерческим банкам облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 2005 года, ежегодно равными долями, с уплатой 2 процента годовых.

Задолженность перед КБ “Порт-Петровск“ не была переоформлена на государственный внутренний долг ни в 1998 году, ни в 1999 году.

Доказательства обращения КБ “Порт-Петровск“ в 1998 - 1999 гг. за переоформлением задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним отсутствуют, при этом само переоформление задолженности по КБ “Порт-Петровск“ было невозможно, поскольку Приказом Банка России от 14.11.95 N 02-307 у КБ “Порт-Петровск“ была отозвана лицензия на осуществление банковских операций и в отношении банка начата процедура банкротства.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.01 ТОО КБ “Порт-Петровск“ признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Т.

Определением Арбитражного суда Республики Дагестан срок конкурсного производства продлевался, в том числе определением от 06.07.05 срок конкурсного производства был продлен до 30.10.05.

01.09.05 между ТОО КБ “Порт-Петровск“ в лице конкурсного управляющего Т. и ООО “Юникс“ был заключен договор N 9 уступки прав требования, предметом которого являлась задолженность Министерства финансов Российской Федерации в сумме 30989000 руб. согласно Реестру задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним в разрезе банков и организаций заемщиков, полученных в 1992
- 1994 гг. на реализацию государственной программы переселения согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.92 N 920 “О мерах по оказанию помощи аварскому населению, переселяющемуся из Кварельского района Республики Грузия в Республику Дагестан“.

В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке или перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В соответствии со ст. 816 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска облигаций.

Статьей 72 ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год“ и ст. 100 ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ были установлены условия выпусков облигаций федеральных займов и субъекты договоров государственного займа (заемщик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, заимодавец - коммерческий банк, предоставивший централизованные кредиты организациям, осуществляющим реализацию государственной программы переселения).

В соответствии с п. 4 Порядка переоформления задолженности выдача облигаций федерального займа должна была осуществляться на условиях соглашения, заключенного между Минфином России и банком.

Суд первой инстанции, установив, что между КБ “Порт-Петровск“ и Минфином России не было подписано соглашение о переоформлении задолженности по централизованным кредитам, не возникли обязательства Минфина России по выдаче облигаций федерального займа КБ “Порт-Петровск“, правомерно пришел к выводу, что предметом цессии является несуществующее обязательство Минфина России, а сам договор является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ.

Доводы заявителя о том, что предметом цессии являлось не право требования к Минфину РФ о
выдаче облигаций, а задолженность его согласно Реестру задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, несостоятельны и опровергаются установленными обстоятельствами дела.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 7 ноября 2005 года по делу N А40-55352/05-54-444 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.