Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2005, 27.12.2005 по делу N А40-66166/05-14-494 Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 декабря 2005 г. Дело N А40-66166/05-14-49427 декабря 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2005 г.

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2005 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи К., единолично, протокол вела судья К., рассмотрев дело по заявлению ГУ - ГУ ПФ РФ N 7 по г. Москве и Московской области к ПБОЮЛ Ж. о взыскании недоимки по страховым взносам, при участии представителя заявителя: Т. - дов. N 207-04/3324 от 31.10.05, уд. N 230 от 05.10.05; представитель ответчика не явился,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской
области обратилось с заявлением о взыскании с ПБОЮЛ Ж. недоимки по страховым взносам за 2002 г. и 2003 г. в общей сумме 3600 руб. на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался, однако копия судебного акта, направленная ответчику не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал суд.

Суд, руководствуясь пп. 2 п. 2 ст. 123 и п. 3 ст. 156 АПК РФ, считает ответчика извещенным надлежащим образом и возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам и уплату их ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

ПБОЮЛ Ж., являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 и 2003 гг. в сумме 3600 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 2400 руб. и накопительную - 1200 руб. При приеме ведомости уплаты страховых взносов (18.04.2005) были составлены протоколы, подписанные
ответчиком, в которых сумма задолженности также подтверждается (л. д. 12 - 17).

В адрес ответчика было направлено требование за N 113 по состоянию на 26 мая 2005 г. об уплате задолженности по страховым взносам. До настоящего времени ответчик сумму задолженности не оплатил.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в доход бюджета с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос в пользу ПФР, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. ст. 46, 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 47, 48 НК РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 имеет N 49-О, а не N 48-О.

Однако в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 48-О указано, что с введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их
целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органа Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.

Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обуславливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.

Так как взносы на обязательное пенсионное страхование не обладают признаками налога, следовательно, органы Пенсионного фонда не наделены полномочиями на вынесение решения о наличии недоимки, решения о взыскании недоимки и применения мер принудительного взыскания, предусмотренных ст. ст. 45, 48 НК РФ.

Данный довод нашел отражение в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2004 N А33-6971/03-СЗс-ФО2-269/04-С1.

В названном постановлении указано на то, что исходя из буквального толкования норм (п. п. 1, 2 ст. 46 НК РФ) суд полагает, что вынесенное решение
о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках не является формой налогового контроля.

Данный довод подтверждает и то обстоятельство, что положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок вынесения названного решения, сосредоточены в главе 8 “Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов“, а не главе 14 “Налоговый контроль“ Кодекса.

Таким образом, взыскание производится судом на основании соответствующего заявления органов Пенсионного фонда РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 167-ФЗ имеет дату 15.12.2001, а не 15.12.2002.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2002 установлено, что законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются органы государственных внебюджетных фондов. Следовательно, в отдельных случаях Пенсионный фонд должен руководствоваться Налоговым кодексом РФ, а именно в отношении взимания недоимки - ст. ст. 48 и 70 НК РФ (сроки направления требования и сроки обращения в суд).

В случае если налоговые органы не выполняют обязанности, установленные ст. ст. 45, 48 НК РФ, это не лишает их права на обращение с иском в суд. Данный довод нашел отражение в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ“. При рассмотрении иска налогового органа о взыскании с налогоплательщика-организации недоимки и пеней, заявленных на основании п. 3 ст. 46 Кодекса, суду необходимо исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию требования налогового органа об уплате недоимки и
пеней должно расцениваться как согласие с предъявленным требованием. Следовательно, в том случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки и пеней, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, и обратился с соответствующим иском в суд, данный иск подлежит рассмотрению по существу.

Согласно ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование задолженность ответчика по страховым взносам за 2002 год составляет 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 600 руб. на накопительную часть, за 2003 год соответственно 1200 руб. - на страховую часть и 600 руб. - на накопительную.

Вместе с тем суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании недоимки за 2002 г. и 2003 г. не имеется.

В силу ст. 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ.

При неуплате плательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (статья 70 НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (статья 48 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом
(декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Пунктом 6 ст. 24 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетом периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование было направлено ответчику лишь 14-го июля 2005 г. с предложением погасить задолженность в срок до 06.06.05, что является нарушением прав страхователя - ответчика по данному спору. Заявитель обратился в суд с заявлением 25 октября 2005 г.

Поскольку заявление органом ПФР подано в суд по истечении срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ, требования ГУ - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 162, 167 - 171, 176 АПК РФ, ст. 48 НК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске ГУ - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области к ПБОЮЛ Ж. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3600 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.