Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2005, 23.12.2005 по делу N А40-78711/05-79-574 Суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности за непредставление уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, т.к. в действиях заявителя отсутствует состав спорного правонарушения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 декабря 2005 г. Дело N А40-78711/05-79-57423 декабря 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2005.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 23.12.2005.

Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Мосэнерго“ к Федеральной антимонопольной службе России о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, при участии: от заявителя - К., дов. от 25.01.2005 N 12-07/пр-212, от ФАС России - Л., дов. от 24.10.2005 N 4А/15468,

УСТАНОВИЛ:

оспаривается постановление Федеральной антимонопольной службы России от 17.10.2005 о наложении на ОАО “Мосэнерго“ штрафа в размере 100000 руб. на основании ч. 1 ст.
19.8 КоАП РФ по делу об административном правонарушении N 1 17/438-05.

Заявителем подано ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления ФАС России, мотивированное тем, что это постановление поступило в отделение почтовой связи, обслуживающее заявителя, 07.11.2005, а зарегистрировано в ОАО “Мосэнерго“ 17.11.2005, задержка в передаче корреспонденции была вызвана объективными причинами.

Пропущенный срок на подачу заявления подлежит восстановлению судом на основании ч. 2 ст. 208, ч. 1, ч. 2 ст. 117 АПК РФ в связи с признанием уважительности причин пропуска заявителем этого срока.

При таких обстоятельствах дело рассматривается по существу.

Как следует из оспариваемого постановления, заявитель привлечен к административной ответственности за непредставление в антимонопольный орган уведомления о создании ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“ в 45-дневный срок со дня его государственной регистрации, как это предусмотрено п. 5 ст. 17 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон о конкуренции).

В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что ОАО “Мосэнерго“ не является ни учредителем, ни участником ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“, созданного путем реорганизации ОАО “Мосэнерго“ в форме выделения, указав, что указанное ОАО учредителя не имеет, следовательно, о его создании заявитель уведомлять антимонопольный орган не обязан.

ФАС России просит в удовлетворении заявления отказать по мотивам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что заявитель, принявший решение о своей реорганизации путем выделения 13 обществ, в том числе ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“, в силу п. 1 ст. 10 ФЗ “Об акционерных обществах“ является учредителем этого ОАО, следовательно, обязан был в установленный срок уведомить антимонопольный орган о его создании, а поскольку этого сделано не было, заявитель обоснованно привлечен к
административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, дав оценку приведенным доводам и возражениям, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с решением годового общего собрания акционеров ОАО “Мосэнерго“, оформленным протоколом N 1 от 28.06.2004 (п. 9), произошла реорганизация ОАО “Мосэнерго“ в форме выделения 13 акционерных обществ, в том числе ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“, на условиях размещения акций создаваемых обществ путем распределения акций каждого создаваемого общества среди акционеров ОАО “Мосэнерго“.

01.04.2005 ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“ было зарегистрировано в установленном порядке за основным государственным номером 1057746557241, о чем 08.09.2005 в ФАС России была представлена информация (от ОАО “Мосэнерго“ в отношении своей реорганизации с направлением пакета документов по 13 созданным в результате этой реорганизации акционерным обществам).

В соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление такого уведомления.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в том числе Устава ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“, заявитель не является его учредителем.

В соответствии со ст. 8 ФЗ “Об акционерных обществах“ общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).

В данном же случае ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“, как отмечено выше, создано в результате реорганизации ОАО “Мосэнерго“ в форме выделения в порядке ст. 19 ФЗ “Об акционерных
обществах“, а не путем учреждения вновь, следовательно, п. 1 ст. 10 названного Закона, на который ссылается ФАС России, не может быть применен в отношении заявителя.

Понятие же “участник“ общества применимо только к обществам с ограниченной ответственностью.

Уведомление антимонопольного органа является обязательным в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции только при создании коммерческих организаций (то есть путем учреждения вновь), а также при слиянии и присоединении коммерческих организаций. Обязательное уведомление антимонопольного органа о выделении коммерческой организации (организаций) Законом о конкуренции не предусмотрено.

Установленный порядок (процедура) привлечения к административной ответственности антимонопольным органом соблюден, однако законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.8 КАП РФ, отсутствуют.

Заявитель не является лицом, обязанным уведомлять антимонопольный орган о создании ОАО “Мостеплосетьэнергоремонт“ (то есть субъектом спорного правонарушения).

Более того, такое уведомление не предусмотрено антимонопольным законодательством и не является обязательным, что в принципе в данном случае исключает возможность привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку отсутствует само событие этого правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании ч. 1 ст. 2.1, ст. 3.1, ч. 1 ст. 1.6, ст. 24.1, п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 71, 167 - 170, 207, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы России от 17.10.2005 о наложении на ОАО “Мосэнерго“ штрафа по делу об административном правонарушении N 117/438-05 в размере 100000 руб. на основании ч. 1 ст. 19.8 КоАП
РФ.

Возвратить ОАО “Мосэнерго“ из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Девятый апелляционный арбитражный суд.