Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2005, 15.12.2005 N 10АП-3078/05-АК по делу N А41-К2-22765/05 Решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа оставлено без изменения, так как налоговым законодательством не предусмотрены нормы по исполнению обязанности агента по исчислению и уплате сборов.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

22 декабря 2005 г. Дело N 10АП-3078/05-АК15 декабря 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2005.

Полный текст постановления изготовлен 22.12.2005.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей М.Э., М.Л., при ведении протокола судебного заседания М.Р., при участии в заседании: от истца (заявителя) - Т., дов. от 20.05.05, от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по городу и космодрому Байконур на решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2005 г. по делу N А41-К2-22765/05, принятое судьей
С. по заявлению дочернего государственного унитарного предприятия N 4512 к ИФНС России по городу и космодрому Байконур о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

дочернее государственное унитарное предприятие N 4512 обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур от 12 октября 2004 г. N 479 в части доначисления налога на доходы физических лиц за 2002 - 2003 гг. в сумме 241367,27 руб., начисления пени в сумме 76039,39 руб., в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 48279,45 руб.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ дочернее государственное унитарное предприятие N 4512 уточнило заявленные требования и просит признать недействительным решение ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур N 479 от 12 октября 2004 г. в части начисления налога на доходы физических лиц за 2002 - 2002 гг. в сумме 241367,27 руб., в части начисления пени в размере 76039,39 руб., в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ и начисления штрафа в размере 48279,45 руб. (20% от суммы доначисленного налога на доходы - 241367,27 руб.).

ИФНС России по городу и космодрому Байконур обратилась в Арбитражный суд Московской области с встречным заявлением к ДГУП N 4512 о взыскании штрафных санкций в сумме 52882,42 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2005 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Признано недействительным решение ИФНС России по городу и космодрому Байконур от 12.10.2004 N 479 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 229523 руб., пеней, начисленных на указанную сумму,
штрафа по ст. 123 НК РФ, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Встречные требования ИФНС России по городу и космодрому Байконур удовлетворены частично.

С ДГУП N 4512 взысканы штрафные санкции по ст. 123 НК РФ в сумме 6976,97 руб., в удовлетворении остальной части заявленных ИФНС России по городу и космодрому Байконур требований отказано.

ИФНС России по городу и космодрому Байконур считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.

В обоснование жалобы ИФНС России по городу и космодрому Байконур указала, что судом сделан неправильный вывод в отношении оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

По решению ИФНС России по городу и космодрому Байконур N 479 от 12.10.2004 дочернее государственное унитарное предприятие N 4512 привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за нарушение ст. 226 НК РФ, согласно которой исчисление сумм и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями.

Указанные в представленных закупочных актах физические лица не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

ИФНС России по городу и космодрому Байконур не согласна с выводом суда о неправомерном применении ст. 123 НК РФ ввиду того, что указанная норма не предусматривает ответственность за неперечисление сумм сбора.

В соответствии с решением ИФНС России по городу и космодрому Байконур N 479 от 12 октября 2004 г. ДГУП N 4512 привлечено к
налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы за 2002 - 2003 гг., подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Согласно Положению “Об упрощенной системе налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в г. Байконур“, утвержденного постановлением главы администрации г. Байконур N 324 от 12.08.1999, приобретение временного патента заменяет уплату налога на доходы физических лиц.

Отсутствие временного патента свидетельствует о том, что налог на доходы физических лиц, указанных в закупочных актах, не уплачивался. Не уплачивались суммы налога самостоятельно этими лицами, так как они не состоят на налоговом учете в качестве индивидуальных предпринимателей.

На основании изложенного ИФНС России по городу и космодрому Байконур просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дочернее государственное унитарное предприятие N 4512 в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

В обоснование возражений представитель заявителя указал, что ни из акта проверки N 107 от 30.06.2004, ни из решения ИФНС России по городу и космодрому Байконур N 479 от 12.10.2004 не следует, какие нормы налогового законодательства нарушены ДГУП N 4512 при заключении сделок купли-продажи с иностранными гражданами, осуществляющими реализацию товаров на рынках города Байконур.

Ссылка ИФНС России по городу и космодрому Байконур на нарушение ДГУП N 4512 Положения “Об упрощенной системе налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в г. Байконур“, утвержденного постановлением главы администрации г. Байконур N 324 от 12.08.1999, противоречит Конституции РФ, международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, нормам налогового законодательства.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В целях обеспечения проведения единой налоговой (финансовой) политики на территории Российской Федерации устанавливаются конституционные принципы финансовой политики на российском рынке, изложенные в ст. ст. 74 - 75 Конституции РФ.

Они в том числе определяют, что на территории Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами.

Согласно ст. 1 НК РФ нормативные акты органов исполнительной власти в состав законодательства о налогах и сборах не входят. В соответствии со ст. 2 НК РФ соответствующие отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах.

Установление и введение на территории г. Байконур упрощенной системы налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в г. Байконур, противоречит налоговому законодательству.

По своей правовой природе платеж, введенный постановлением главы г. Байконур N 324 от 12.08.1999, подпадает под понятие сбора. Применительно к п. “е“ ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы“ от 27.12.91 N 2118-1, действовавшего в рассматриваемый период, платеж относится к виду сбора, взимаемого за право торговли. Данный сбор устанавливается местными органами власти и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента.

Согласно п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и
перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно ст. 4 Положения “Об упрощенной системе налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации в г. Байконур“, ответственность за правильность и своевременность уплаты стоимости патента возлагается на самого налогоплательщика, ответственность за правильное исчисление размера стоимости патента, своевременное и полное осуществление сбора возлагается на администрацию городских рынков.

Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом. Ответственность за неправомерное неперечисление сумм сбора, подлежащего удержанию и перечислению, налоговым законодательством не предусмотрена.

ДГУП N 4512 не согласно с выводами ИФНС России по городу и космодрому Байконур о нарушении требований ст. 226 НК РФ, в частности, с выводами о неправомерном перечислении налога по ставке 30% с гражданина Республики Казахстан, И., не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации с доходов, полученных им по договору гражданско-правового характера на оказание услуг.

Кроме того, налоговым органом необоснованно, по мнению заявителя, сделан вывод о том, что ДГУП N 4512 не исполнило обязанность налогового агента, не перечислило налог с доходов 230 физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации.

Между тем, как следует из патентов, выданных указанным гражданам администрацией рынка, все перечисленные в списке лица являются гражданами Республики Казахстан.

Налоговым органом не представлено доказательств, что указанные граждане проживают на территории Российской Федерации, либо работают постоянно по найму у налогового резидента Российской Федерации, либо имеют доход от постоянного учреждения на территории Российской Федерации.

Статьей 7 НК РФ предусмотрено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем
предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила международных договоров РФ.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан “Об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал“ имеет дату 18.10.1996, а не 18.12.1996.

Согласно п. 4 ст. 13 Конвенции от 18.12.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан “Об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал“ доходы от отчуждения любого имущества, упомянутого в п. 1 и п. 2, облагаются налогом только в договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее свое имущество.

Согласно п. 1 ст. 14 указанной Конвенции доход, полученный резидентом договаривающегося государства от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, облагается налогом только в этом государстве, кроме случаев, когда резидент располагает в другом договаривающемся государстве регулярно доступной ему постоянной базой для целей осуществления такой деятельности. Если такая база есть, доход может облагаться налогом в другом государстве, но только в части, относящейся к этой постоянной базе.

В соответствии со ст. 24 п. 1 указанной Конвенции национальные лица договаривающегося государства не будут подвергаться в другом договаривающемся государстве иному или более обременительному налогообложению или связанному с ним обязательству, чем налогообложение или связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться национальные лица этого другого государства при тех же обстоятельствах.

Согласно п. 2 ст. 208 НК РФ не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате
проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения.

Физические лица, у которых ДГУП N 4512 приобретало их имущество, не имеют ни постоянного учреждения, ни постоянной базы на территории Российской Федерации.

Получая доход от отчуждения своего имущества, ввезенного с территории Республики Казахстан на рынок г. Байконур, при этом являясь резидентами Республики Казахстан, указанные лица не обязаны в силу названой Конвенции уплачивать налог на доходы физических лиц, следовательно, на ДГУП N 4512 не возложена обязанность налогового агента, предусмотренная ст. 226 НК РФ.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ДГУП N 4512, проверив материалы дела, апелляционный суд считает апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что по решению руководителя ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур N 479 от 12 октября 2004 г. ДГУП N 4512 привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление суммы налога на доходы за 2002 - 2003 гг., подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, что составляет 48279,45 руб. (241397,27 х 20%).

Помимо налоговых санкций по ст. 123 НК РФ, ДГУП N 4512 предложено уплатить неуплаченный налог на доходы в общей сумме 241397,27 руб. (л. д. 15 - 18 т. 1).

В соответствии с указанным решением ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур в адрес ДГУП N 4512 направлены: требование N
543и по состоянию на 12 октября 2004 г. об уплате налога на доходы в сумме 241397,27 руб., пени - 76039,39 руб. (л. д. 20 т. 1), требование N 544и по состоянию на 12 октября 2004 г. об уплате налоговых санкций в сумме 52379,45 руб., в том числе 48279,45 руб. - штраф за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы (л. д. 24 т. 1).

Решение ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур N 479 от 12 октября 2004 г. вынесено на основании акта выездной налоговой проверки N 08-01/107 от 30.06.2004 (л. д. 26 - 27 т. 1).

Согласно пп. 2.1.1, 2.1.2 акта проверки, решению ИМНС РФ по городу и космодрому Байконуру ДГУП N 4512, в нарушение ст. 224 НК РФ, согласно которой налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, у работника, гр. И. (прописанного в г. Пора-Таш Республики Казахстан), по договору гражданско-правового характера налог на доходы физических лиц удержан по ставке 13%, в сумме 512 руб. В результате сумма доначисленного налога составила 1030 руб.

В проверяемом периоде ДГУП N 4512 на Центральном универсальном рынке г. Байконур гражданам, имеющим и не имеющим постоянного места жительства в Российской Федерации, выплачивался доход по сделкам купли-продажи как напрямую, так и через подотчетных лиц.

В соответствии с п. 2 Положения “Об упрощенной системе налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации и в г. Байконур“, утвержденного постановлением главы администрации г. Байконур N 324 от 19.08.1999, физические лица, не имеющие постоянного места жительства в
г. Байконур и осуществляющие торговлю на городских рынках, обязаны приобретать временные патенты, стоимость которых заменяет уплату налога на доходы физических лиц.

Налог на доходы с указанных сделок, по мнению налоговой инспекции, необоснованно не удержан ДГУП N 4512, чем нарушена ст. 226 НК РФ, согласно которой исчисление и уплата сумм налога производится в отношении всех доходов налогоплательщиков, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями. Указанные в закупочных актах физические лица не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего доначислен налог на доходы в сумме 228493 руб., из них за 2002 г. - 79858 руб., за 2003 г. - 148635 руб.

В нарушение ст. 226 НК РФ ДГУП N 4512 не удержан и не перечислен налог на доходы физических лиц.

По состоянию на 30.06.2003 установлена задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 11874,27 руб.

Всего, согласно акту проверки и оспариваемому решению налогового органа, неуплата налога на доходы физических лиц составила 241397,27 руб., в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 64323,58 руб. (л. д. 15, 16, 26 т. 1).

Указанные выводы налоговой инспекции не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и/или от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Постановлением главы администрации г. Байконур N 324 от 19.08.1999 утверждено Положение “Об упрощенной системе налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации и в г. Байконур, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории г. Байконур“ (л. д. 47 - 48 т. 1).

Указанным Положением установлена стоимость патента для субъектов упрощенной системы, осуществляющих торговую деятельность на городских рынках по определенным ставкам (л. д. 49 т. 1).

Патенты реализуются администрациями городских рынков при наличии у граждан, приобретающих патенты, документа, подтверждающего их право нахождения на территории г. Байконур, путем уплаты стоимости патента через кассовый аппарат.

Ответственность за правильное начисление размера стоимости патента, своевременное и полное осуществление сбора возлагается на администрации городских рынков.

Ответственность за правильность и своевременность уплаты стоимости патента возлагается на администрации городских рынков.

В проверяемом периоде ДГУП N 4512 производило закупки товаров на Центральном универсальном рынке.

При заключении договоров купли-продажи сотрудники ДГУП N 4512 в каждом случае истребовали у продавцов копии временных патентов, которые согласно Положению “Об упрощенной системе налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в г. Байконур, но занимающихся предпринимательской деятельностью на территории г. Байконур“, заменяют уплату подоходного налога.

В ходе проведения выездной налоговой проверки ДГУП N 4512 налоговому органу были представлены все акты купли-продажи с приложением копий временных патентов, так как оригинал временного патента выдается на руки продавцу. Закупочные акты соответствуют требованиям и форме, установленным Постановлением Госкомстата РФ N 132 от 25.12.1998 (л. д. 58 - 158 т. 1, л. д. 1 - 85 т. 2).

Из представленных ДГУП N 4512 копий патентов, выданных гражданам (230 чел.) администрацией рынка, следует, что указанные лица являются гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими на территории Республики Казахстан.

Данный факт отражен в приложении к акту проверки, составленному ИФНС России по городу и космодрому Байконур по результатам мероприятий налогового контроля (л. д. 31, 36 - 37 т. 1). Доказательства того, что указанные физические лица проживают на территории Российской Федерации, либо работают постоянно по найму у налогового резидента Российской Федерации, либо имеют доход от постоянного учреждения на территории Российской Федерации, налоговой инспекцией не представлены и отсутствуют в материалах дела.

ДГУП N 4512 обратилось с письмом к администрации рынка с просьбой дать подтверждение достоверности временных патентов, выданных физическим лицам Центральным универсальным рынком. Ответ администрацией рынка не представлен. На основании этого письма ДГУП N 4512 самостоятельно провело сверку подлинности временных патентов, указанных в закупочных актах. Сверка проводилась в бухгалтерии Центрального универсального рынка с использованием регистрационных журналов (л. д. 44, 45 т. 1).

При сверке по регистрационному журналу номеров патентов, реализованных физическим лицам, установлено:

1) номера патентов и фамилии физических лиц, указанных в актах, подтвердились;

2) номера патентов и фамилии физических лиц, указанных во временных патентах, приложенных к закупочным актам, не соответствуют по регистрационному журналу фамилиям лиц, которым продан данный временный патент;

3) номера патентов и фамилии физических лиц, указанных во временных патентах, приложенных к закупочным актам, отсутствуют в книге регистрации Центрального универсального рынка;

4) выявлены патенты с одинаковыми номерами, но с разными датами (л. д. 51 т. 1).

ДГУП N 4512 уплачивало Центральному универсальному рынку 2% от стоимости приобретенных товаров, указанных в закупочном акте, за подтверждения сделок купли-продажи. Согласно ответу Центра ценовой и тарифной политики плата в размере 2% от стоимости закупленного взимается за оформление закупочного акта.

Доводы ИФНС России по городу и космодрому Байконур о нарушении ДГУП N 4512 Положения “Об упрощенной системе налогообложения подоходным налогом физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в г. Байконур“, утвержденного постановлением главы администрации г. Байконур N 324 от 12.08.99, не принимаются по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В целях обеспечения проведения единой налоговой (финансовой) политики на территории Российской Федерации устанавливаются конституционные принципы финансовой политики на российском рынке, изложенные в ст. ст. 74 - 75 Конституции РФ.

Они в том числе определяют, что на территории Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами.

Как следует из содержания ст. 1 НК РФ, нормативные акты органов исполнительной власти в состав законодательства о налогах и сборах не входят. Их применение в регулировании налоговых отношений осуществляется в специальном порядке, который определяется НК РФ, в частности, ст. 4 НК РФ. Это обусловлено также и положениями ст. 2 НК РФ, в которой сказано, что соответствующие отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержатся в иных нормативных актах, не отвечающими требованиям ст. 1 Кодекса.

Установление и введение на территории г. Байконур особой категории плательщиков налога на доходы физических лиц в отношении граждан - нерезидентов Российской Федерации с порядком и сроками уплаты, противоречащими действующему налоговому законодательству Российской Федерации, противоречит вышеуказанным принципам и нормам.

По своей правовой природе введенный вышеуказанным постановлением главы городской администрации на территории г. Байконур платеж, в соответствии с критериями, установленными п. 2 ст. 8 НК РФ, подпадает под понятие сбора. А применительно к п. “е“ ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы“ от 27.12.91 N 2118-1, действовавшего в рассматриваемый период времени, данный платеж относился к виду сбора, взимаемого за право торговли. Данный сбор устанавливался местными органами власти и уплачивался путем приобретения разового талона или временного патента.

Пункт 5 ст. 3 НК РФ указывает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговым законодательством не предусмотрены нормы по исполнению обязанностей агента по исчислению и уплате сборов.

В соответствии со ст. 4 рассматриваемого Положения ответственность за правильность и своевременность уплаты стоимости патента возлагается на самого плательщика, а ответственность за правильное начисление размера стоимости патента, своевременное и полное осуществление сбора возлагается на администрацию рынков. Уплата стоимости патента агентом Положением не регламентирована.

Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Ответственности за неправомерное неперечисление сумм сбора, подлежащего удержанию и перечислению, налоговым законодательством также не предусмотрено.

ИФНС России по городу и космодрому Байконур неправильно применены нормы налогового законодательства, регулирующего порядок уплаты налога на доходы физического лица.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные в настоящем пункте российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Обязанности налогоплательщика по уплате налогов возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, предусмотренным законодательными актами. При этом обязанность налогового агента непосредственно связана с обязанностью налогоплательщика уплачивать налоги на территории Российской Федерации. При отсутствии таковой у налогоплательщика не возникает обязанности по удержанию налога и у налогового агента.

Статьей 7 НК РФ предусмотрено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 28.04.1997 имеет N 74-ФЗ, а не N 74.

Согласно пункту 4 статьи 13 Конвенции от 18.12.96 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан “Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал“ (ратифицирована ФЗ N 74 от 28.04.97) доходы от отчуждения любого имущества, не упомянутого в пунктах 1 и 2, облагаются налогом только в договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее свое имущество (л. д. 20 - 36 т. 3).

Согласно п. 1 ст. 14 вышеуказанной Конвенции доход, полученный резидентом договаривающегося государства от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, облагается налогом только в этом государстве, кроме случаев, когда резидент располагает в другом договаривающемся государстве регулярно доступной ему постоянной базой для целей осуществления такой деятельности. Если у него есть такая база, доход может облагаться налогом в другом государстве, но только в части, относящейся к этой постоянной базе.

В соответствии с п. 1 ст. 24 вышеуказанной Конвенции национальные лица договаривающегося государства не будут подвергаться в другом договаривающемся государстве иному или более обременительному налогообложению или связанному с ним обязательству, чем налогообложение или связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться национальные лица этого другого государства при тех же обстоятельствах.

Согласно п. 2 ст. 208 Налогового кодекса РФ не относятся к доходам, полученным от источников в РФ, доходы физического лица, полученные им в результате совершения различных внешнеторговых операций, совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ; а также с ввозом товара на территорию РФ в таможенном режиме выпуска в свободное обращение.

То, что товары ввозятся на территорию г. Байконур с внутренней территории Республики Казахстан и находятся там в свободном обращении, не подвергается ответчиком сомнению.

Физические лица, у которых дочернее государственное унитарное предприятие N 4512 приобретало их имущество, не имеют ни постоянного учреждения, ни постоянной базы на территории Российской Федерации. Получая доход от отчуждения своего имущества, ввезенного с территории Республики Казахстан, на рынке г. Байконур, при этом являясь резидентами Республики Казахстан, что не опровергает налоговый орган, указывая в акте и в решении на отсутствие у них зарегистрированных патентов, которые в соответствии с вышеуказанным Положением реализуются именно такой категории граждан, в соответствии с нормами вышеуказанной Конвенции не были обременены обязанностью уплаты налога на доходы физического лица. Соответственно на заявителе не лежала обязанность, предусмотренная ст. ст. 24, 226 НК РФ.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение ИФНС России по городу и космодрому Байконур N 479 от 12.10.2004 о привлечении ДГУП N 4512 к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанности, предусмотренной ст. 226 НК РФ в виде штрафа в размере 48279,45 руб., а также доначисления НДФЛ в сумме 241397,27 руб. и пени в сумме 76039,39 руб., является незаконным, в связи с чем встречные требования налогового органа в данной части отклонены судом первой инстанции правомерно.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269 п. 1, ст. 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по городу и космодрому Байконур - без удовлетворения.