Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2005, 22.11.2005 по делу N А40-70561/05-121-651 Суд удовлетворил требование о признании незаконным и об отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности, т.к. судом установлено отсутствие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2005 г. Дело N А40-70561/05-121-65122 ноября 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 22.11.2005.

Полный текст решения изготовлен 29.11.2005.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Д., при ведении протокола судьей Д., с участием: от заявителя - С., ген. директор, решение N 43 от 19.08.05; от ответчика - К., дов. N 01-20750 от 09.09.05, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО “Латус-М“ к Инспекции ФНС РФ N 37 по г. Москве о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.05,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Латус-М“ заявило о признании незаконным и об отмене постановления ИФНС РФ N 37 по г. Москве от
31.10.05 N 0002067 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Заявитель мотивирует свое требование тем, что основанием для применения административного наказания явились материалы проверки от 24.10.05, которыми было установлено, что модель ККТ ЭКР 3102 “Ф“, применяемая заявителем в сфере услуг, была введена в эксплуатацию 07.08.98, что данная модель исключена из Государственного реестра и нормативный срок амортизации ККТ истек, между тем Письмом МНС РФ от 12.05.04 N 33-0-11/327@ сообщалось, что модель ККТ ЭКР 3102 “Ф“ исключена из Госреестра и не подлежит регистрации в налоговых органах с 01.07.04, в то же время Письмом МНС РФ от 12.05.04 N 33-0-11/326@ в порядке исключения и в дополнение к ранее направленным циркулярным письмам разрешено проводить регистрацию ККТ ЭКР 3102 “Ф“, а также было разрешено дальнейшее применение ККТ ЭКР 3102 “Ф“ версий 05, 06 для сферы услуг и ККТ ЭКР 3102 “Ф“ версии 07 для торговли, сферы услуг, таким образом, налицо наличие неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах, а в силу п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Заявитель пояснил, что в период с 01.08.00 по 01.07.02 общество не осуществляло предпринимательскую деятельность в связи с переездом на новое местонахождение, весь указанный период ККТ ЭКР 3102 “Ф“ находилась на консервации, считает, что срок полезного использования ККТ правомерно продлен на весь период нахождения ККТ на консервации в соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ. Заявитель считает, что использование контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра после истечения нормативного
срока ее амортизации, не содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, Федеральный закон от 22.05.03 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ ООО “Латус-М“ не нарушен.

Ответчик представил документы, отзыв, отклонил требование заявителя, указал, что в результате проверки было выявлено применение обществом ККМ, исключенной из Государственного реестра и с истекшим сроком амортизации, что является нарушением п. 1 ст. 2 и ст. 3 Закона РФ от 22.05.03 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ. Ответчик указал, что Письмом МНС от 12.05.04 N 33-0-11/327@, опубликованным в установленном порядке, определено, что не подлежит регистрации в налоговых органах с 01.07.04 ККТ ЭКР 3102 “Ф“, кроме того, Письмо, на которое ссылается заявитель, распространяется лишь на те ККТ, по которым не истек срок их амортизации. Также ответчик пояснил, что приказы руководителя организации о консервации и расконсервации поименованной ККТ к моменту рассмотрения административного правонарушения не были представлены.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Инспекции ФНС России N 37 по г. Москве ООО “Латус-М“ за нарушение п. 1 ст. 2 и п. 5 ст. 3 Закона РФ от 22.05.03 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.

Статьей
14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 22.05.03 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 5 ст. 3 этого же Закона N 54-ФЗ в случае исключения из Госреестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Из материалов дела усматривается, что при проверке 24.10.05 парикмахерской, расположенной по адресу: Востряковский проезд, д. 21, принадлежащей ООО “Латус-М“, парикмахерская работала, деятельность велась, при оказании платной услуги (мужская стрижка) стоимостью 220 руб. чек на ККТ был пробит и выдан на руки, что зафиксировано в акте проверки N 0022215 от 24.10.05.

Протокол об административном правонарушении N 0002067 в отношении ООО “Латус-М“ составлен 24.10.05 в присутствии кассира-администратора общества Ф., которой были разъяснены права и обязанности и выдана копия протокола.

В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения, ООО “Латус-М“ вменено использование контрольно-кассовой машины модели ЭКР 3102 “Ф“, зав. N 7003265, введенной в эксплуатацию 07.08.1998, которая исключена из Госреестра и нормативный срок амортизации которой
истек.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1, кассовые аппараты относятся к четвертой группе основных средств со сроком полезного использования свыше 5 и до 7 лет включительно.

МНС РФ в Письме от 12.05.04 N 33-0-11/327@ сообщило, что не подлежат регистрации в налоговых органах с 01.07.04 указанные в п. 1 данного Письма модели пассивных системных контрольно-кассовых машин и фискальных регистраторов, в том числе ЭКР 3102 “Ф“.

В порядке исключения и в связи с обращениями производителей и пользователей ККТ МНС России в Письме от 12.05.04 N 33-0-11/326@ разрешило проводить регистрацию ККМ, в том числе ЭКР 3102 “Ф“ для версий 05, 06 в соответствии с п. 2.2 Классификатора контрольно-кассовых машин - для сферы услуг (кроме предприятий транспорта, электросвязи и почтовой связи), для версии 07 в соответствии с п. п. 1.2, 2.2 Классификатора - для торговли, сферы услуг (кроме предприятий транспорта, электросвязи и почтовой связи).

Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 и приказом Управления МНС России по г. Москве от 29.06.04 N 189 установлено, что по окончании срока применения модели ККТ, указанного в Государственном реестре, налоговые органы снимают с учета ККТ этих моделей. При этом организации о снятии с учета такой ККТ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве в письме от 27.12.04 N 29-12/84702 указало, что в соответствии с Законом РФ N 54-ФЗ Управление ФНС России по г. Москве поручило территориальным налоговым инспекциям направлять налогоплательщикам уведомления о снятии с учета ККТ, исключенной из Государственного реестра (включительно до 1998 г.)
с истекшим нормативным сроком ее амортизации.

ККТ снимается с регистрации на основании заявления с приложением соответствующих документов.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.03 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовых машин“ разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Из материалов дела усматривается, что на момент проверки контрольно-кассовая машина была зарегистрирована в налоговом органе в установленном порядке, при оказании парикмахерских услуг проверяющим инспектором чек на ККМ был отпечатан и выдан на руки, целостность пломб не нарушена.

В протоколе об административном правонарушении N 0002067 от 24.10.05 указано об использовании ООО “Латус-М“ контрольно-кассовой машины, исключенной из Госреестра. Однако ответчик не представил доказательств, подтверждающих исключение ККМ ЭКР 3102 “Ф“, зав. N 7003265, из Государственного реестра, также не представлены доказательства уведомления общества за 30 дней до истечения срока применения ККМ в соответствии с письмом УФНС по г. Москве от 27.12.04 N 29-12/84702.

Кроме того, решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, изложенным в протоколе от 27.11.01 N 6/65-2001 (с учетом изменений и дополнений, утв. протоколом от 26.09.02 N 6/71-2002), утвержден График замены ККМ,
из которого следует, что срок завершения замены на ККМ, выпуска 1998 г., включенных в Госреестр, происходит до 2006 г.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, если выясняется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ (исключающие производство по делу), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Суд считает, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.5 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах суд признает постановление ИФНС РФ N 37 по г. Москве от 31.10.05 N 0002067, вынесенное в отношении ООО “Латус-М“, незаконным и подлежащим отмене полностью.

На основании ст. ст. 14.5, 23.1, 24.5, 30.1, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление ИФНС N 37 по г. Москве от 31.10.05 N 0002067 о привлечении ООО “Латус-М“ к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Девятом арбитражном апелляционном суде.