Решения и постановления судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2005 N 10АП-2380/05-АК по делу N А41-К2-8196/05 Если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным НК РФ.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2005 г. N 10АП-2380/05-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2005 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи М.Л.

судей М.Э., Ч.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): - не явился, извещен.

от ответчика: - не явился, извещен.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2005 г. по делу N А41-К2-8196/05, принятого судьей Б., по иску (заявлению) Государственного учреждения - Главного
управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области к Негосударственному лечебно-профилактическому учреждению Санаторий-профилакторий “Металлург“ о взыскании штрафа.

установил:

Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Негосударственному лечебно-профилактическому учреждению Санаторий-профилакторий “Металлург“ о взыскании штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации в сумме 26548 руб.

Решением суда от 28 июля 2005 г. по делу А41-К2-8196/05 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГУ-УПФР N 7 по г. Москве и Московской области пропущен срок давности взыскания финансовой санкции, поскольку нарушение пенсионного законодательства должно быть обнаружено органом Пенсионного фонда на следующий день после наступления законодательно установленного срока предъявления необходимых сведений, которые не были представлены в установленный срок, то есть 02.03.2004 г., следовательно, срок давности на взыскание финансовой санкции истекал 02.09.2004 г., а исковое заявление подано в суд 13.04.2005 г.

Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе истца, в которой он просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что факт нарушения пенсионного законодательства может быть обнаружен органом Пенсионного фонда только после представления страхователем необходимых сведений, которые не были представлены в установленный срок.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, исследовав доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению со снижением
суммы штрафа в соответствии со статьям 112, 114 Налогового кодекса РФ.

Материалами дела установлено: на основании Акта проверки неправомерного непредставления (представление неполных и (или) недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования от 09.12.2004 г. N 589 (л.д. 6) Начальником ПФР N 7 по г. Москве и Московской области вынесено решение от 09.12.2004 г. N 589 (л.д. 7) о привлечении Негосударственного лечебно-профилактического учреждения Санаторий-профилакторий “Металлург“ к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за 2003 г., в виде штрафа в сумме 25605 руб.

Поскольку требование о добровольной уплате финансовых санкций от 09.12.2004 г. N 589 Негосударственным лечебно-профилактическим учреждением Санаторий-профилакторий “Металлург“ в установленный срок исполнено не было, ГУ-УПФР по г. Москве и Московской области обратилось в суд с заявлением об их взыскании.

Как следует из материалов дела: Санаторий-профилакторий “Металлург“ представило “Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11 и протокол к “Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 09 декабря 2004 г.

Пунктом 2 статьи 11 Закона от 01 апреля 1996 г. установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 01 марта сведения о каждом работающем застрахованном лице, в том числе и данные содержащиеся в форме АДВ-11, отражающие сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах.

Формы документов утверждены Постановлением ПФР от 21.10.2002 г. N 122-П “О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования“.

Согласно абзаца 3 статьи 17 Закона от
01.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки, сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вывод суда первой инстанции о пропуске ГУ-УПФР N 7 по г. Москве и Московской области срока давности взыскания финансовых санкций, установленного статьей 115 НК РФ, неправомерен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании санкции может быть заявлено в арбитражный суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.

В силу пункта 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 момент начала течения срока, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, определяется исходя из обстоятельств совершения и выявления правонарушения.

Правонарушение, за которое Санаторий-профилакторий “Металлург“ привлечен к ответственности, состоит в непредставлении в установленный срок в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ и необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.

В указанной норме Закона предусмотрено, что к 1 марта представляются сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице с указанием его страхового номера индивидуального лицевого счета, даты приема на работу и увольнения (для застрахованного лица, принятого на работу в течение отчетного периода
или уволенного в этот период), даты заключения или прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, периода деятельности, включаемого в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, других сведений, необходимых для правильного назначения трудовой пенсии.

В статье 11 вышеупомянутого Федерального закона предусмотрено, что к перечисленным сведениям страхователь дополнительно представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Законом, в том числе по их учетным данным.

Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению проверок по окончании срока сдачи индивидуальных сведений по застрахованным работникам законодателем не предусмотрена.

Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (статья 17) установлена ответственность страхователя за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом размер ответственности поставлен в зависимость от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

До представления страхователем сведений, предусмотренных статьей 11 названного Федерального закона и необходимых для ведения персонифицированного учета, орган Пенсионного фонда Российской Федерации лишен возможности рассчитать размер штрафа, так как он не располагает информацией о количестве работавших в организации в отчетном периоде застрахованных лиц, их заработке
и сумме начисленных страховых взносов.

Следовательно, факт нарушения Негосударственным лечебно-профилактическим учреждением Санаторий-профилакторий “Металлург“ срока представления индивидуальных сведений подтвержден материалами дела.

Апелляционный суд считает возможным снизить размер штрафных санкций с учетом положений статей 112, 114 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1 статьи 112 НК РФ предусмотрено право суда признать смягчающими ответственность иные, помимо установленных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельства, перечень которых не определен.

Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 названного Кодекса. Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 г. N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.

В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера
ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, апелляционный суд, считает совершение правонарушения впервые, правонарушением не причинен ущерб бюджету и полагает возможным снизить размер штрафа до 13274 руб.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина по иску и по апелляционной жалобе подлежит отнесению на Негосударственное лечебно-профилактическое учреждение Санаторий-профилакторий “Металлург“.

Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2005 г. по делу А41-К2-8196/05 отменить.

Исковые требования Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.

Взыскать с Негосударственного лечебно-профилактического учреждения Санаторий-профилакторий “Металлург“ в пользу Пенсионного фонда 13274 руб. штрафных санкций и в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1530 руб. 96 коп.