Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2005, 19.10.2005 по делу N А-41-К2-16273/05 Суд удовлетворил требования о признании незаконным бездействия государственного органа и об обязании государственного органа отнести все земли, принадлежащие истцу, к землям сельскохозяйственного назначения, так как древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенная для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, не включается в лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 октября 2005 г. Дело N А-41-К2-16273/0519 октября 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2005.

Решение изготовлено в полном объеме 26.10.2005.

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ш., протокол судебного заседания вела судья Ш., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью “Прогресс“ к Управлению Роснедвижимости по Московской области о признании незаконным бездействия, при участии в заседании: от заявителя - М.А., юр., доверенность, П., юр., доверенность, от заинтересованного лица - М.Е., гл. специалист, доверенность, Н., ведущий специалист, доверенность,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Прогресс“ (далее - ООО “Прогресс“) обратилось в Арбитражный суд Московской
области с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Московской области о признании незаконным бездействия Управления Роснедвижимости по Московской области, выразившееся в неотнесении всех земель, принадлежащих ООО “Прогресс“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год и об обязании Управления Роснедвижимости по Московской области отнести все земли, принадлежащие ООО “Прогресс“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Управление Роснедвижимости по Московской области требования не признало, представило отзыв на иск, представило отчеты с 1994 года по 2004 год о наличии и распределении земель по землепользователям и угодьям, а также пояснения к составлению отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, угодьям и пользователям (по состоянию на 1 января 2004 года).

В судебном заседании представители Управления Роснедвижимости по Московской области ссылались на то, что земельный баланс является производным документом государственного земельного кадастра. Отчет о наличии и распределении земель составляется по сведениям о земельных участках, с заявлением с приложением документов-оснований для внесения изменений в основные документы государственного земельного кадастра ООО “Прогресс“ не обращалось. В обоснование своих доводов представитель ссылался на ст. 47 Лесного кодекса, Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 362, Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. и постановление правительства Московской области от 20.07.2005.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования
подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно постановлению главы администрации Рузского района Московской области от 02 июля 1992 года N 603/12 на базе народного совхоза “Прогресс“ образовано товарищество с ограниченной ответственностью “Прогресс“ (л. д. 9).

На основании постановления главы администрации Рузского района Московской области N 1418/29 от 25.12.1992 “О дифференцировании средней районной доли и передачи земель в коллективно-долевую собственность сельскохозяйственным предприятиям Рузского района“, свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.10.1998 N 122 за ТОО “Прогресс“ для сельскохозяйственного производства закреплен земельный участок площадью 5220 га, в том числе 3565 га сельскохозяйственных угодий закреплено в собственность, 1655 га прочих угодий закреплено в бессрочное (постоянное) пользование (л. д. 20 - 22, 23).

17 декабря 1999 года ТОО “Прогресс“ преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив “Прогресс-плюс“ (свидетельство о государственной регистрации юридического лица - л. д. 24).

В соответствии с преамбулой устава СПК “Прогресс-плюс“ (л. д. 26) сельскохозяйственный производственный кооператив “Прогресс-плюс“ является правопреемником ТОО “Прогресс“ по всем его обязательствам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09 февраля 2004 года в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственного производственного кооператива “Прогресс-плюс“ находился земельный участок для сельскохозяйственного производства общей площадью 16290000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, Волковский с.о., СПК “Прогресс-плюс“, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л. д. 53).

23 апреля 2004 года сельскохозяйственный производственный кооператив “Прогресс-плюс“ преобразован в общество с ограниченной ответственностью “Прогресс“.

Согласно п. 1.1 устава ООО “Прогресс“ (л. д. 57) общество с ограниченной ответственностью “Прогресс“ является правопреемником всех прав и обязанностей сельскохозяйственного производственного кооператива “Прогресс-плюс“ согласно передаточному акту, утвержденному общим собранием членов сельскохозяйственного производственного кооператива “Прогресс-плюс“ (протокол
от 09 апреля 2004 г.).

В соответствии с передаточным актом от 09.04.2004, утвержденным решением общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива “Прогресс-плюс“, оформленного протоколом от 09.04.2004, СПК “Прогресс-плюс“ передает, а ООО “Прогресс“ принимает активы и пассивы реорганизуемого кооператива, а также все права и обязанности последнего.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20 августа 2004 года в постоянном (бессрочном) пользовании общества с ограниченной ответственностью “Прогресс“ находится земельный участок для сельскохозяйственного производства общей площадью 16290000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, Волковский с.о., СПК “Прогресс-плюс“, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л. д. 68).

На основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России N П/165 от 21.09.2001 “Об отчетности о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и формам собственности“ заявителем в адрес Управления Роснедвижимости был предоставлен отчет по составу находящихся у него в пользовании земель по формам и таблицам, утвержденным Приказом Росземкадастра от 29.11.2000 N 56 и Постановлением Госкомстата России от 16.10.2000 N 97.

Однако данные, содержащиеся в отчетах, Управлением Роснедвижимости приняты к производству не были.

Письмом от 15.02.2005 N 90 заявителю было сообщено, что в земельно-учетной документации Райкомзема некоторые из земель, принадлежащих заявителю, не исключены из лесных земель и поэтому в земельном балансе за 2004 год будут учтены сведения, имеющиеся в отделе по Рузскому району, а не указанные в экспликации.

Заявитель считает бездействие Управления Роснедвижимости по Московской области, выразившееся в неотнесении всех земель, принадлежащих ООО “Прогресс“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год, незаконным и нарушающим права заявителя
как землепользователя и налогоплательщика, поскольку единственным основанием проверки правильности начисления налога в зависимости от категории использования земель (Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 04.03.1997) является земельный баланс, Ф.И.О. субъекта Российской Федерации губернатором Московской области.

Из пояснений заявителя следует, что на выделенном земельном участке всегда располагалась и сегодня располагается древесно-кустарниковая растительность, которая используется для защиты земель от воздействия неблагоприятных факторов, что следует из назначения земли.

Бездействие заинтересованного лица делает невозможным выкуп земли, имеющейся у заявителя на праве постоянного бессрочного пользования, поскольку заявитель не производит уплату земельного налога на лесные земли.

Исследовав материалы дела, суд находит доводы заявителя обоснованными по следующим основаниям.

Согласно представленным Управлением Роснедвижимости по Московской области отчетам о распределении земель по землепользователям и угодьям, экспликации земель сельхозиспользования и постановлению главы Рузского района Московской области N 292 от 17.02.2004 “Об утверждении земельного баланса по состоянию на 01.01.2004 в пользовании ООО “Прогресс“ находится 1348 га лесных земель.

Данный размер земель не соответствует размерам земельных участков, предоставлявшихся заявителю на основании постановления главы администрации Рузского района Московской области N 1418/23 от 25.12.1992.

В свидетельстве на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.10.1998 N 122 указана разбивка земель по категориям, где отсутствует такая категория земель, как лесные земли.

Управление Роснедвижимости по Московской области не представило обоснованный расчет размера земель, включенных в лесные земли, и обоснование включения данных земель в лесные.

Довод Управления Роснедвижимости по Московской области, что Управление не учитывало в государственном земельном кадастре часть земель истца как отнесенных к лесным землям лесного фонда, а внесло сведения о данном земельном участке, как о землях сельскохозяйственного назначения, включающих лесопокрытые
земли, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в представленном Управлением земельном балансе за 2004 год за ООО “Прогресс“ числится 1348 га именно лесных земель. Пояснений, что данные земли являются землями сельскохозяйственного назначения, включающими лесопокрытые земли, земельный баланс не содержит.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (далее - Закон о государственном земельном кадастре) государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Согласно ст. 4 Закона о государственном земельном кадастре государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения.

Согласно ст. 13 данного Закона документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы.

Статистические отчеты, в том числе земельные балансы, относятся к производным документам государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20 августа 2004 года в постоянном (бессрочном) пользовании общества с ограниченной ответственностью “Прогресс“ находится земельный участок для сельскохозяйственного производства
общей площадью 16290000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, Волковский с.о., СПК “Прогресс-плюс“, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л. д. 68).

В соответствии со ст. 5 Закона о государственном земельном кадастре сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах, является одним из принципов осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

На основании ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в числе которых указаны земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

Данные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения включают сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К несельскохозяйственным угодьям отнесены земли, занятые внутренними дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что земли, занятые
древесно-кустарниковой растительностью, могут относиться к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и
другие неудобные для использования земли).

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и/или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Управлением Роснедвижимости по Московской области в судебном заседании 11.10.2005 представлен для обозрения суду оригинал экспликации земельных участков ООО “Прогресс“, однако на карте отсутствовали печати и подписи должностных лиц, составлена экспликация в конце 80-х годов, последняя запись датирована 1994 годом.

Арбитражный суд считает, что Управлением Роснедвижимости по Московской области не представлены планово-картографические материалы, свидетельствующие о наличии в пользовании заявителя в настоящее время лесных земель, их размера, конкретного месторасположения, поскольку на представленной экспликации отсутствуют условные знаки, позволяющие определить категорию земель.

В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации в лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, городских и сельских поселений и землях водного фонда.

Согласно ст. 134 Лесного кодекса РФ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенная для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности, не включается в лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или
лицо. Данное положение также закреплено п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В нарушение данных положений Управление Роснедвижимости по Московской области не представило суду правовых оснований невнесения соответствующих сведений в земельный баланс. Также заинтересованным лицом не представлено доказательств правомерности внесения соответствующих записей в земельном балансе о принадлежности части участка к лесным землям.

Ссылку Управления Роснедвижимости по Московской области на ст. 47 Лесного кодекса, Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 362, Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. и постановление правительства Московской области от 20.07.2005 суд не может принять во внимание, поскольку рассматриваемый спор не затрагивает вопрос о переводе части земель, имеющихся в пользовании ООО “Прогресс“, из категории лесных в нелесные.

Предметом данного спора является вопрос о соответствии земельного баланса как производного документа государственного земельного кадастра правоустанавливающим документам, имеющимся у ООО “Прогресс“, поскольку в документах такая категория земель, как лесные земли, в разбивке земель по категориям не указана.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным бездействие Управления Роснедвижимости по Московской области, выразившееся в неотнесении всех земель, принадлежащих ООО “Прогресс“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год.

2. Обязать Управление Роснедвижимости по Московской области отнести все земли, принадлежащие ООО “Прогресс“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год.

Возвратить ООО “Прогресс“ из дохода федерального бюджета РФ 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции Сбербанка РФ N 0424 от 02.08.05.

Выдать справку.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.