Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2005, 18.10.2005 по делу N А41-К2-17193/05 К муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. В муниципальную собственность должны быть переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащие приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 октября 2005 г. Дело N А41-К2-17193/05резолютивная часть объявлена 18 октября 2005 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО “Российские железные дороги“ к администрации города Королева Московской области, 3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, об оспаривании бездействия, при участии в заседании от заявителя: Ш. - дов. N Ню-10/242 от 28.03.05, Т. - дов. N НЮ-10/016 от 02.12.2004, К.В. - дов. N 3/04 от 25.12.03; от администрации: К.А.В. - дов. N 17/2 от 25.05.05; от 3-го лица: К.А.А. - дов. N 30-12/7021 от 10.10.05,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российское железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Королева, выразившегося в уклонении от приема в муниципальную собственность жилых домов, указанных в приложении N 1 к распоряжению N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004, расположенных по адресу: г. Королев, ул. Школьная, д. 4; ул. Железнодорожная, д. N 2, 4, 5/2, 6/2, 6/3, а также об обязании администрации города Королева принять указанные жилые дома в муниципальную собственность.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве (далее - Территориальное управление) выступает по делу в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании представители заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержали. Пояснили суду, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 N 1453-р установлен срок завершения передачи объектов коммунально-бытового назначения до 31.12.2004. Уклонение администрации от приема в муниципальную собственность жилых домов является неправомерным и причиняет Обществу значительные убытки.

Представитель администрации требования не признал, указав, что ОАО “РЖД“ не выполнен ряд обязательств по соглашению об организации совместных действий по приему-передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, в связи с чем администрация не может осуществить прием соответствующего имущества. По существу возражений представил письменный отзыв (л. д. 76).

Представитель Территориального управления с доводами ответчика не согласился, ссылаясь на Письмо Минимущества Российской Федерации от 05.05.2003 N ЮМ-8/8781 “О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность“, где прямо указано, что установление каких-либо условий передачи данных объектов в муниципальную собственность не допускается. Доводы изложил в письменных пояснениях (л. д. 73 - 75).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 “О создании Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, учреждено ОАО “РЖД“, уставный капитал которого составляют имущество и имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта, за исключением имущества, не подлежащего приватизации.

Пунктом 7 Постановления N 585 предписано Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Во исполнение указанной нормы Министерством имущественных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации вынесено распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 (л. д. 5 - 7), в соответствии с пунктом 3 которого надлежит осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов Российской Федерации согласно приложению N 1 (л. д. 7 - 35).


В утвержденный перечень, согласно приложению к распоряжению N 1499-р/110а/Т-92р, входят жилые дома, расположенные по адресу: г. Королев Московской области, ул. Школьная, д. 4; ул. Железнодорожная, д. N 2, 4, 5/2, 6/2, 6/3 (л. д. 33).

Срок передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность установлен в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р до 31 декабря 2004 г.

В связи с отсутствием действий со стороны администрации города Королева Московской области по приему-передаче объектов имущества в муниципальную собственность, ОАО “РЖД“ обратилось в арбитражный суд.

Арбитражный суд находит требования заявителя правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ проведено разграничение государственной собственности Российской Федерации и строго определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 Приложения N 3 к данному Постановлению к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения.

При этом, независимо от того, на чьем балансе они находятся, объекты передаются в муниципальную собственность.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 “О создании Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в муниципальную собственность должны быть переданы и объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащие приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта.

Письмом Министерства имущества Российской Федерации от 5 мая 2003 г. N ЮМ-8/8781 “О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ установлено, что передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235, органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов.


Каких-либо особых условий, ограничений либо обременений для осуществления передачи в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе учреждений, указанными выше законодательными актами не установлено.

Ссылка представителя администрации на соглашение N А-258-04 от 31.03.2004, заключенное между администрацией города Королева и ОАО “РЖД“ для организации совместных действий по приему-передаче в муниципальную собственность жилищного фонда, инженерных сетей и объектов Московско-Ярославской дистанции гражданских сооружений Московско-Курского отделения Московской железной дороги филиала ОАО “Российские железные дороги“, судом не принимается.

Согласно письму Министерства имущества Российской Федерации от 05.05.2003 N ЮМ-8/8781 “О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность“ установление в распорядительном акте представительного (законодательного) органа власти субъекта РФ или представительного (законодательного) органа местного самоуправления каких-либо условий передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность не допускается.

Порядок компенсации затрат, связных с содержанием передаваемых объектов, определен пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 177, 180, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Королева, выразившееся в уклонении от приема в муниципальную собственность жилых домов, указанных в приложении N 1 к распоряжению N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004, расположенных по адресу: г. Королев, ул. Школьная, д. 4; ул. Железнодорожная, д. N 2, 4, 5/2, 6/2, 6/3.

Обязать администрацию города Королева принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресу: г. Королев, ул. Школьная д. 4; ул. Железнодорожная д. N 2, 4, 5/2, 6/2, 6/3.

Возвратить ОАО “РЖД“ из федерального бюджета госпошлину 4000 руб.

Выдать справку.