Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2005, 11.10.2005 по делу N А40-42515/04-129-403 Суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа о восстановлении задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль и возложении обязанности по погашению данной задолженности, т.к. законодательство не содержит запрета на принятие налоговым органом решения, принимаемого в целях исправления допущенной ошибки, выразившейся в неправомерном списании налоговым органом сумм налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 октября 2005 г. Дело N А40-42515/04-129-40311 октября 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2005.

Полный текст решения изготовлен 21.10.2005.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Ф., единолично, с участием от заявителя - Б. (дов. от 05.01.04 N 9, ответчика - С. (дов. от 05.08.05, удостоверение ФНС РФ N 017540); К. (дов. от 05.08.05, удостоверение ФНС РФ N 017548), рассмотрел дело по заявлению ООО “Уралтрансгаз“ к ответчику - Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, 3-е лицо - Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в
Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения от 11.05.2004 N 7/2004 Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о восстановлении задолженности ООО “Уралтрансгаз“ по дополнительным платежам налога на прибыль в размере 96270660,77 руб. и возложении на ООО “Уралтрансгаз“ обязанности по погашению данной задолженности.

Заявитель в обоснование требований указал, что обязательства ООО “Уралтрансгаз“ по уплате реструктурированных сумм налогов, пеней и штрафов были прекращены после выполнения им условия решения о предоставлении права на реструктуризацию, а также вынесения решения о списании задолженности по пеням и штрафам. Инспекция не вправе принимать решение о восстановлении суммы задолженности по дополнительным платежам, поскольку указанное право не предусмотрено нормативными актами.

Ответчик против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области неправомерно списана сумма задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль. Поскольку налогоплательщик состоит на учете в МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, ответчик вынес решение в целях исправления допущенной ошибки, не отменяя решение МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области. Действия налогового органа по осуществлению налогового контроля за соблюдением уплаты налога, в том числе условий реструктуризации, правомерны до прекращения такой обязанности в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ.

В судебное заседание не явился представитель 3-го лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ. Спор разрешается в отсутствие указанного лица на основании ст. 156 АПК РФ.

3-е лицо представило отзыв, указав, что МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области не
было допущено нарушения норм материального и процессуального права, на момент принятия решения о списании задолженности по пеням и штрафам налоговая инспекция действовала в рамках действующего налогового законодательства.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, с учетом указаний кассационной инстанции, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 115 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год“ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, утвердившее Порядок проведения реструктуризации.

Согласно п. 4 этого порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

При досрочном погашении задолженности по налогам и сборам в порядке, установленном п. 5, списывалась задолженность по пеням и штрафам.

Контроль за исполнением обязательств по погашению задолженности пунктом 19 Порядка возложен на налоговый орган по месту нахождения организации.

Таким образом, в силу указанных нормативных актов налогоплательщик имел право на реструктуризацию задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам. При условии погашения задолженности по налогам и сборам списывалась задолженность по пеням и штрафам.

Согласно Приказу МНС России от 31 августа 2001 г. N БГ-3-09/319 “Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций“ (с изменениями от 8 апреля 2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 25 сентября 2001 г.,
регистрационный номер 2950) установлено, что в соответствии с установленным порядком на Межрегиональную (межрайонную) инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам возлагается работа по налоговому контролю за соблюдением крупнейшими налогоплательщиками - российскими организациями (далее - крупнейшие налогоплательщики) законодательства о налогах и сборах.

Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в той Межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в соответствии с приказом МНС России.

В связи с тем, что ООО “Уралтрансгаз“ с 01.12.2002 состоит на налоговом учете в Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, то с даты постановки на налоговый учет к указанному налоговому органу перешли функции контроля за исполнением организацией условий реструктуризации кредиторской задолженности.

При проверке налоговым органом данных о выполнении ООО “Уралтрансгаз“ условий по реструктуризации задолженности перед бюджетом установлено, что решением от 27.12.2000 N 10-4-5/285/2000 Комиссии МНС России по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам предоставлено право на реструктуризацию задолженности ООО “Уралтрансгаз“ в размере:

- по налогам - 275649 тыс. руб.;

- пени и штрафы - 577900 тыс. руб.

Решением Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Свердловской области (переименована в МИ МНС РФ по КН по Свердловской области - л. д. 95 т. 1) 05.10.2002 было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию на сумму 185186 тыс. руб.

Решением Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Свердловской области 10.07.2002 в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.04.2002 N 269 списана задолженность по пеням и штрафам в размере: по пени - 725345224,31 руб.; по штрафам - 37740775,69 руб.

Решением Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Свердловской области 10.07.2002 списана сумма дополнительных платежей налога на прибыль в сумме 96270660,77 рубля.

Ответчиком принято решение N 7/2004 от 11.05.04 “О восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктурированных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 года N 1002“, которым сумма задолженности по налогу на прибыль в размере 96270660,77 рубля, списанная в составе пеней и штрафов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 по решению N 1 от 10.07.2002 Межрайонной инспекции МНС N 1 по Свердловской области, восстанавливается в числе неисполненного обязательства перед бюджетом по уплате налога.

Суд считает, что принятое решение N 7/2004 от 11.05.04 является правомерным и соответствующим законодательству Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогам и сборах сроки.

Дополнительные платежи по налогу на прибыль установлены п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и пеней не являются.

Следовательно, сумма этих платежей была списана в числе пени в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации N 1002.

Согласно ст. 13 ГК РФ и ст. ст. 197, 198 АПК РФ судебной защите подлежат только законные интересы граждан и юридических лиц.

В данном случае законные интересы заявителя на реструктуризацию и списание пени и штрафов не
нарушены. Напротив, в данном случае нарушены интересы бюджета, так как 96270660,77 руб. задолженности по дополнительным платежам до настоящего времени не поступили в бюджет.

Спорные правоотношения регулируются как налоговым, так и бюджетным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК России налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Отношения по проведению реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц не регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, поскольку Кодекс не содержит такого института - “реструктуризация кредиторской задолженности“, а являются бюджетными отношениями в силу того, что нормативно-правовой акт - Постановление Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, уполномочивающий налоговые органы функциями контроля за его исполнением, принят во исполнение ст. 115 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год“. Данный подзаконный акт обозначает формы участия, в том числе и контрольные, налоговых органов в данных отношениях, а именно: размер задолженности, в отношении которой принимается решение о предоставлении права на реструктуризацию, определяется по данным налоговых органов, решение о предоставлении права на реструктуризацию, дополнительное решение о предоставлении права на реструктуризацию, решение об утрате права на реструктуризацию, решение о предоставлении сумм задолженности по пеням и штрафам принимаются налоговыми органами.

Суд считает, что Постановление Правительства Российской Федерации N 1002 03.09.1999 не содержит запрета на принятие налоговым органом решения, принимаемого в целях исправления допущенной ошибки, выразившейся в неправомерном списании налоговым органом сумм налога.

Таким образом, решение N 7/2004 от 11.05.04 принято
ответчиком во исполнение реализации своих полномочий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статье 44 НК России обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, п. 3 данной статьи содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, служащих основаниями прекращения данной обязанности, а именно: обязанность по уплате налога и/или сбора прекращается с уплатой налога и/или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и/или сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора: со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим, в порядке установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 НК РФ.

Таким образом, поскольку ни НК России, ни Постановление Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 не предусматривают списание сумм налога в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога, то действия налогового органа по осуществлению контроля за соблюдением уплаты налога, в том числе соблюдением условий реструктуризации в рамках Постановления Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999, правомерны до прекращения такой обязанности в соответствии с п. 3 ст. 44 НК России.

Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Указанная норма предусматривает возможность списания только пеней и штрафов и никаких иных платежей.

Таким образом, задолженность по указанным платежам включается в суммы реструктурированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 “О списании задолженности по пеням и штрафам“.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России был установлен в спорный период статьей 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с
начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.

Это означает, что дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.

Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.01 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О данный порядок исчисления налога на прибыль не является произвольным, не дает оснований сомневаться в соответствии указанного положения Закона Конституции Российской Федерации, и проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В указанных определениях Конституционный Суд РФ указывает на наличие признаков кредита при установлении разницы суммы налога, что не свидетельствует о возникновении между налогоплательщиком и бюджетом гражданско-правовых отношений по кредитованию, а разъясняет порядок исчисления налога в части дополнительных платежей по правилам, аналогичным для кредитных отношений.

Независимо от присущих дополнительным платежам компенсационных признаков данные платежи в силу закона включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и не могут быть отнесены к суммам пеней, исчисляемым в соответствии со ст. 75 НК РФ, а также к суммам штрафов, начисляемых за налоговые нарушения.

Поскольку суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, ошибочно включенных в состав пеней и штрафов и впоследствии списанных по решению налогового органа, учитывались в общей сумме задолженности, подлежащей реструктуризации при принятии решения о предоставлении ООО “Уралтрансгаз“ права
на реструктуризацию, то исправление ответчиком ошибки при неправомерном списании сумм налога в составе пеней и штрафов не изменяет сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, и не влечет ухудшение прав налогоплательщика.

В силу положения ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативных актов недействительными необходимо соблюдение двух условий в совокупности - несоответствие акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя. Оспариваемое решение не нарушает законные права заявителя, так как он не имел права на списание дополнительных платежей по налогу на прибыль; решение принято в пределах компетенции налогового органа и баланса публичных и частных интересов.

Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 168 - 170, 200 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать ООО “Уралтрансгаз“ в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 11.05.2004 N 7/2004 Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о восстановлении задолженности ООО “Уралтрансгаз“ по дополнительным платежам налога на прибыль в размере 96270660,77 руб. и возложении на ООО “Уралтрансгаз“ обязанности по погашению данной задолженности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.