Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 20.09.2005, 13.09.2005 по делу N А41-К1-13447/05 Банк России обслуживает счета бюджетов. Кредитные организации выполняют данные функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 сентября 2005 г. Дело N А41-К1-13447/05резолютивная часть объявлена 13 сентября 2005 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи В., при ведении протокола судебного заседаний судьей В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора комплекса “Байконур“ к Управлению финансов администрации г. Байконур, ОАО “ФОНДСЕРВИСБАНК“, третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Департамента полевых учреждений Банка России, о признании недействительным договора банковского счета, при участии от истца: П.О. - прокурор отдела прокуратуры Московской области, удостоверение N 93203; от ответчика: Управление финансов администрации г. Байконур (П.И. по дов. N 07-485/01 от 20.06.2005), ОАО
“ФОНДСЕРВИСБАНК“ (Ц. по дов. N 40/2 от 29.01.2004),

УСТАНОВИЛ:

прокурор комплекса “Байконур“ обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению финансов администрации г. Байконур и Банку содействия предпринимательству “ФОНДСЕРВИСБАНК“ (ОАО) о признании заключенного между ответчиками договора банковского счета N 202/р от 11.01.2005 по обслуживанию бюджетного счета N 40204810200040000002 недействительным и обязании Управления финансов администрации г. Байконур закрыть данный счет в Байконурском филиале Банка содействия предпринимательству “ФОНДСЕРВИСБАНК“ (ОАО).

Иск заявлен на основании ст. ст. 167, 168 ГК РФ, ст. ст. 155, 156 Бюджетного кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение указанных положений Бюджетного кодекса РФ при наличии на территории г. Байконура учреждения Банка России - Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации N 25631 - указанный бюджетный счет был открыт в коммерческом банке.

По ходатайству ОАО “ФОНДСЕРВИСБАНК“ арбитражным судом уточнено его наименование согласно изменениям, внесенным в его учредительные документы.

В отзыве на исковое заявление ОАО “ФОНДСЕРВИСБАНК“ просило в удовлетворении иска отказать, поскольку п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено право кредитной организации выполнять функции Банка России при невозможности их выполнения учреждением последнего. Невозможность выполнения функций Банка России его Полевым учреждением подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации N 04-15-8/3787 от 20.10.2003, а также письмами МАП России N АК/6189 от 28.05.2003 и Минфина России от 22.08.2003. Все операции по спорному договору осуществляются банком бесплатно, что отвечает интересам государства. Кроме того, в силу Постановления Конституционного Суда РФ N 12-П от 17.06.2004 территория г. Байконур не является в смысле ст. 156 Бюджетного кодекса РФ соответствующей территорией, на которой имеется учреждение Банка России, следовательно, у ответчиков
отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению спорного договора (л. д. 34 - 38).

Управление финансов администрации г. Байконур в своем отзыве на исковое заявление также просило оставить иск без удовлетворения, сославшись на обстоятельства, аналогичные доводам отзыва ОАО “ФОНДСЕРВИСБАНК“ (л. д. 84 - 88).

В дополнении к своему отзыву на исковое заявление данный ответчик указал на то, что удовлетворение исковых требований приведет к срыву нормальной работы стратегического комплекса “Байконур“ и срыву подготовки к зимнему периоду.

Третье лицо в своем заявлении по делу указало, что поддерживает свою позицию, изложенную в письме прокурору комплекса “Байконур“ N 27-4-2-3/2016 от 24.06.2003, из которого следует, что банковская деятельность Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации N 25631 полностью соответствует требованиям действующего законодательства, и возможность выполнения им функций Банка России по обслуживанию бюджетных счетов является установленной. Кроме того, третье лицо просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л. д. 127 - 128, 18).

В судебном заседании представитель истца настаивал на доводах и требованиях искового заявления.

Представители ответчиков возражали против доводов искового заявления по мотивам, изложенным в отзывах на него.

Третье лицо, извещенное о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда своего представителя не направило.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы искового заявления и отзывов на него, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ Банк России обслуживает счета бюджетов. При этом кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений
Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (п. 2 ст. 156 БК РФ).

Как установлено материалами дела, 11.01.2005 между ОАО “ФОНДСЕРВИСБАНК“ (Банком) и Управлением финансов администрации г. Байконур (клиентом) был заключен договор N 202/Р банковского счета в российских рублях, по условиям которого Банк обязался открыть клиенту банковский счет N 40204810200040000002 (л. д. 9 - 14).

В городе Байконур имеется учреждение Банка России - Полевое учреждение Центрального банка Российской Федерации N 25631.

При этом, как следует из ответа Департамента полевых учреждений Банка России, исх. N 27-4-2-3/2016 от 24.06.2003, прокурору комплекса “Байконур“, возможность выполнения Полевым учреждением Банка России N 25631 функций Банка России по обслуживанию бюджетных счетов является установленной, в дополнительном исследовании и доказывании не нуждается (л. д. 18).

В своих письмах от 24.01.02 N 03-04-27/1 и от 22.02.2003 N 10-07-12 Министерство финансов Российской Федерации указало, что обслуживание счетов бюджета города Байконур кредитной организацией может осуществляться на конкурсной основе при получении от Банка России заключения о невозможности Полевого учреждения осуществлять указанные функции (л. д. 19 - 23).

Город Байконур имеет особое географическое и юридическое положение, которое требует специального регулирования валютных и бюджетных отношений на его территории.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан “О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти“ платежным средством на территории комплекса “Байконур“ являются казахстанские тенге и (или) российские рубли. При этом право выбора валюты принадлежит плательщику.

Из этого следует, что бюджет города Байконур формируется в двух валютах: российских рублях и казахских тенге. Соответственно исполнение бюджета города также осуществляется в
указанных валютах.

Так как Полевое учреждение Центрального банка Российской Федерации N 25631 не являлось уполномоченным банком, имеющим лицензию на проведение валютных операций, письмом N 1439 от 05.02.2002 последнее предложило администрации комплекса “Байконур“ для проведения конверсионных операций между тенге и рублями открыть счет в кредитной организации (л. д. 93).

Для этого было принято решение о проведении конкурса между кредитными организациями на право обслуживания счетов бюджета города Байконур. Письмом N АК/6189 от 28.05.2003 уполномоченный федеральный орган - МАП России - согласовал конкурсную документацию и по итогам проведенного 25.06.2003 конкурса по отбору кредитной организации, уполномоченной на обслуживание счетов бюджета г. Байконур, победителем конкурса было объявлено ОАО “ФОНДСЕРВИСБАНК“.

Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации своими письмами N 10-07-12 от 22.08.2003 и N 04-15-8/3787 от 20.10.2003 соответственно подтвердили возможность привлечения кредитной организации для обслуживания бюджета города Байконур, указав на невозможность Полевого учреждения Банка России совершать конверсионные операции и осуществлять функции валютного контроля (л. д. 94 - 97).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Управление финансов администрации г. Байконур имело право привлечь кредитную организацию для обслуживания бюджета на основании п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса РФ в связи с невозможностью осуществлять указанные функции учреждением Банка России.

Кроме того, как следует из приложения N 1 к спорному договору банковского счета, все операции по нему ОАО “ФОНДБИЗНЕСБАНК“ осуществляются бесплатно, то есть данное обстоятельство свидетельствует о том, что заключение данного договора не привело к возникновению каких-либо дополнительных расходов для бюджета г. Байконур.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в
апелляционном порядке в месячный срок со дня его принятия.