Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2005, 15.09.2005 по делу N А40-37984/05-130-275 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Федеральной антимонопольной службы РФ, выразившегося в том, что обращение заявителя не было разрешено по существу, т.к. Федеральной антимонопольной службой РФ не было допущено бездействия в связи с обращением заявителя, которое обоснованно было направлено для рассмотрения в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с ее компетенцией.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 сентября 2005 г. Дело N А40-37984/05-130-27515 сентября 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2005 г.

Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2005 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи К., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Русатоммет“ к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным бездействия, при участии от заявителя: Б.Д. - дов. от 10.03.05; от ответчика: Т.Ю. - дов. от 11.04.05 N ИА/4696,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Русатоммет“ обратилось с требованиями к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) о признании недействительным решения о передаче обращения ООО “Русатоммет“ от 05.05.05 N
547 в Федеральную службу по финансовым рынкам, оформленного письмом от 26.05.05 N ЦА/7252, и незаконным бездействия, выразившегося в том, что обращение ООО “Русатоммет“ от 05.05.05 N 547 не было разрешено по существу и не были даны мотивированные ответы на поставленные заявителем вопросы, отнесенные законодательством к компетенции Федеральной антимонопольной службы.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что рассмотрение вопросов, указанных в его обращении о нарушении антимонопольного законодательства, относится к компетенции ответчика, который в соответствии нормами Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ от 22.03.91 948-1 (далее - Закон о конкуренции) должен был принять соответствующие меры по пресечению нарушений антимонопольного законодательства, связанных с приобретением крупных пакетов акций ОАО “ВСМПО“. Заявитель полагает, что вследствие обжалуемого бездействия нарушаются его права как акционера ОАО “ВСМПО“ и ОАО “АВИСМА“.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, так как считает, что проверка фактов, свидетельствующих, по мнению заявителя, о нарушениях законодательства об акционерных обществах, входит в компетенцию Федеральной службы по финансовым рынкам в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг“ от 22.04.96 N 39-ФЗ (далее - Закон о рынке) и Федеральным законом “О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг“ от 05.03.99 N 46-ФЗ (далее - Закон о защите прав инвесторов); заключение ФАС России по ходатайству о реорганизации в форме присоединения ОАО “АВИСМА“ к ОАО “ВСМПО“ не является основанием безусловного присоединения, которое может быть осуществлено в соответствии с законодательством, и в частности с Федеральным законом “Об акционерных обществах“ от 26.12.95 N 208-ФЗ (далее - Закон об акционерных обществах). Ответчик полагает, что доводы, приведенные заявителем
в обоснование нарушения обжалуемым бездействием его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, носят надуманный характер и не подтверждаются обстоятельствами и материалами дела.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В связи с тем что на рассмотрении ФАС России находилось ходатайство ОАО “ВСМПО“ о даче согласия на присоединение к нему ООО “АВИСМА“ согласно решению общего собрания акционеров ОАО “ВСМПО“ от 21.09.04 об одобрении указанной сделки, ООО “Русатоммет“ как акционер указанных Обществ обратилось в ФАС России с письмом от 05.05.05 N 547, в котором проинформировало о том, что, как следует из публикаций в средствах массовой информации, генеральный директор ОАО “ВСМПО“ Т.В. и председатель совета директоров этого Общества Б.В. владеют по 30% акций ОАО “ВСМПО“ каждый, а Т.В. является также генеральным директором обоих Обществ, вследствие чего при принятии собранием акционеров ОАО “ВСМПО“ решения об одобрении сделки с заинтересованностью были нарушены требования ст. 82 Закона об акционерных обществах. Заявитель также указал, что названные лица владеют более 20% акций ОАО “ВСМПО“ каждый без согласия антимонопольного органа в нарушение требований ст. 18 Закона о конкуренции, что также свидетельствует о незаконности принятого общим собранием акционеров Общества решения, поскольку это обстоятельство оказало влияние на результаты голосования. В письме содержалась просьба к ФАС России разобраться в причинах нарушения указанными лицами требований ст. 18 Закона о конкуренции и статьи 82 Закона об акционерных обществах, а также довести до сведения правоохранительных органов информацию о возможных схемах приобретения крупных пакетов акций через оффшорные компании с целью
сокрытия истинных собственников, использовавшуюся указанными лицами.

ФАС России, рассмотрев обращение ООО “Русатоммет“ от 05.05.05 N 547, направила его в Федеральную службу по финансовым рынкам письмом от 26.05.05 N ЦА/7251 с просьбой рассмотреть его в рамках компетенции последней и проинформировать заявителя, о чем сообщила заявителю письмом от 26.05.05 N ЦА/7252.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 317 имеет дату 30.06.2004, а не 30.06.2005.

Судом признается обоснованным довод ответчика о том, что проверка фактов, свидетельствующих, по мнению заявителя, о нарушениях законодательства об акционерных обществах, не относится к компетенции антимонопольного органа, определенной ст. 12 Закона о конкуренции, поскольку согласно п. 10 ст. 42 и п. 6 ст. 44 Закона о рынке осуществление контроля за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и проведение проверок деятельности эмитентов возложено на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, которым является Федеральная служба по финансовым рынкам (п. 1 Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.05 N 317).

Кроме того, статьей 30 Закона о рынке установлено, что владельцы ценных бумаг эмитентов обязаны направлять сведения о вступлении во владение 20 и более процентами эмиссионных ценных бумаг эмитента в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Также в соответствии со ст. ст. 7, 14 Закона о защите прав инвесторов ООО “Русатоммет“ вправе обратиться с заявлением о нарушении его прав как акционера ОАО “ВСМПО“ именно в Федеральную службу по финансовым рынкам, которая наделена полномочиями по защите прав и законных интересов инвесторов в судебном порядке.

На момент поступления в антимонопольный орган обращения ООО “Русатоммет“ от 05.05.05 на рассмотрении
ФАС России уже находилось ходатайство о реорганизации ОАО “АВИСМА“ в форме присоединения к ОАО “ВСМПО“, в связи с чем ФАС России проводилась проверка этих Обществ в соответствии с его компетенцией, о чем неоднократно сообщалось ООО “Русатоммет“ в ответ на его обращения аналогичного содержания (письма УФАС России по Пермской области от 08.10.04 N 2416, УФАС России по Свердловской области от 29.11.04 N 3113, ФАС России от 12.01.05 N ЦА/47, от 25.04.05 N АГ/5502, 29.06.05 N ЦА/9191). Информация, изложенная в обращении ООО “Русатоммет“, учитывалась антимонопольным органом при проведении проверки и принятии окончательного решения. В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона о конкуренции ФАС России 15.06.05 было принято решение об удовлетворении ходатайства с учетом выполнения действий, направленных на обеспечение конкуренции, о чем ФАС России проинформировала заявителя письмом от 29.06.05 N ЦА/9191.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что со стороны ФАС России не было допущено незаконного бездействия в связи с обращением заявителя от 05.05.05, которое обоснованно было направлено для рассмотрения в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с ее компетенцией. Законность принятия ФАС России решения об удовлетворении ходатайства ОАО “ВСМПО“ о присоединении к нему ОАО “АВИСМА“ не является предметом спора по настоящему делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают
их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд приходит к выводу об отсутствии указанных оснований для признания обжалуемых действия и бездействия незаконными.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. 12 Закона о конкуренции и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 180, 181, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать ООО “Русатоммет“ в удовлетворении требований к Федеральной антимонопольной службе о признании недействительным решения о передаче обращения ООО “Русатоммет“ от 05.05.05 N 547 в Федеральную службу по финансовым рынкам, оформленного письмом от 26.05.05 N ЦА/7252, и незаконным бездействия, выразившегося в том, что обращение ООО “Русатоммет“ от 05.05.05 N 547 не было разрешено по существу и не были даны мотивированные ответы на поставленные заявителем вопросы, отнесенные законодательством к компетенции Федеральной антимонопольной службы.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.