Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2005 N 09АП-9218/05-АК по делу N А40-23904/05-80-88 При реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 8 сентября 2005 г. Дело N 09АП-9218/05-АК“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 01.09.2005.

Полный текст постановления изготовлен 08.09.2005.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О., судей - Г., Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., при участии: от заявителя - М. по дов. N 200 от 29.08.2005, от заинтересованного лица - Р. по дов. N 02-11/23760 от 15.08.2005, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “ММК-Транс“ на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2005 по делу N А40-23904/05-80-88, принятое судьей Ю., по заявлению ООО “ММК-Транс“ к ИФНС
РФ N 4 по г. Москве о признании недействительным решения, возмещении НДС,

УСТАНОВИЛ:

ООО “ММК-Транс“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС РФ N 4 по г. Москве о признании недействительным решения налогового органа от 18.04.05 N 1504 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость и обязании возместить ООО “ММК-Транс“ НДС в размере 14809518 руб. за январь 2004 г. путем зачета.

Решением суда от 06.07.2005 признано незаконным решение ИФНС России N 4 по г. Москве от 18.04.05 N 1504 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость ООО “ММК-Транс“, в части п. 1 решения, как не соответствующее ст. ст. 164, 165 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявления ООО “ММК-Транс“ отказано.

С решением суда не согласился заявитель, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в обязании возместить путем зачета НДС в сумме 14809518 руб. за январь 2004 г. и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым обязать ИФНС РФ N 4 по г. Москве возместить налогоплательщику путем зачета НДС в сумме 14809518 руб. за январь 2004 г. В остальной части решение суда оставить без изменения. Свое обращение с апелляционной жалобой налогоплательщик мотивирует тем, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права; срок представления документов налоговый орган заявителю не продлил и вынес решение об отказе 18.04.2005 до истечения трехмесячного срока проверки, документы, подтверждающие налоговые вычеты, являются доказательствами по делу и были представлены в суд, однако суд отказался их исследовать, ссылаясь на их непредставление в налоговый орган.

В отзыве на апелляционную
жалобу налоговый орган просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения и отказать ООО “ММК-Транс“ в удовлетворении апелляционной жалобы. При этом налоговый орган исходит из того, что решение суда 1-й инстанции в части отказа заявителю в возмещении НДС является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ с учетом того, что стороны не представили возражений в части признания незаконным решения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив все доводы апелляционной жалобы и отзыва, оснований к отмене или изменению решения не усматривает.

Как видно из материалов дела, ООО “ММК-Транс“ 20.02.2004 представило в ИФНС РФ N 4 по г. Москве отдельную налоговую декларацию за январь 2004 г. и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, подтверждающие правомерность применения заявителем ставки 0% при реализации услуг, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ (т. 22, л. д. 18 - 31, 32 - 105).

По результатам проверки представленных налогоплательщиком документов налоговым органом вынесено решение от 20.05.2004 N 1202 об отказе налогоплательщику в применении налоговой ставки 0% по реализации в размере 122963658 руб., налоговый вычет заявлен не был.

ООО “ММК-Транс“ 30.12.2004 направило в адрес ИФНС РФ N 4 по г. Москве уточненную налоговую декларацию за январь 2004 г. (т. 2, л. д. 106 - 119), и документы, подтверждающие применение ставки 0% за январь 2004 г. (т. 22, л. д. 121 - 123). Кроме того, 20.04.05 заявителем представлены письмом N 700/1 документы, подтверждающие
налоговые вычеты (т. 22, л. д. 128 - 129, т. 23, л. д. 46 - 72), по строке 1 раздела 1 декларации заявитель отразил сумму реализации в размере 122963658 руб., налоговый вычет в размере 14809518 руб.

По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации налоговым органом вынесено решение от 18.04.2005, которым установлено необоснованное применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по декларации за январь 2004 г., а также отказано в возмещении НДС за январь 2004 г. в сумме 14809518 руб. и уменьшена сумма налога, заявленная к вычету в декларации за январь 2004 г. на 14809518 руб. (т. 1, л. д. 65 - 70).

При вынесении решения налоговый орган исходил из того, что заявителем не представлены по требованиям ответчика документы, подтверждающие налоговые вычеты; в нарушение ст. 165, пп. 4, п. 4, НК РФ ООО “ММК-Транс“ не представлены железнодорожные накладные - документ, подтверждающий оказание услуг по перевозке груза железнодорожным транспортом; экспортный код плательщика, указанный в квитанции о приеме груза, не соответствует коду, установленному договором N 210/829д от 16.02.2000 с МПС РФ и дополнительному соглашению к нему.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), налогообложение производится по налоговой ставке 0%.

Как следует из обстоятельств дела и правильно установлено судом 1-й инстанции, ООО “ММК-Транс“ в сентябре 2003 г. осуществило экспедиторские услуги на основании контрактов: N
114/МТ от 30.06.2003 с компанией “ММК Steel Trade AG“ (т. 1, л. д. 40 - 48), N 138/МТ от 30.04.2003 с компанией “Timeway Ltd“ (т. 20, л. д. 82 - 93), N 118/МТ от 30.06.2003 с компанией “ММК Trading AG“ (т. 20, л. д. 113 - 121), N 119/МТ от 01.07.2003 с компанией “Conares Trading AG“ (т. 21, л. д. 120 - 135). Заявителем к контрактам представлены акты оказанных услуг, выписки банка, кредит-авизо, подтверждающие исполнение договоров и поступление выручки.

Факт экспорта товара в таможенном режиме экспорта товаров подтверждается ГТД и товаросопроводительными документами (железнодорожными накладными (квитанциями о приеме груза), коносаментами, поручениями на отгрузку (т. 1, л. д. 75 - 181, т. 2 - 20, л. д. 1 - 80, т. 22 - 40).

Деятельность заявителя по оказанию услуг, связанных с организацией перевозки грузов по Российским железным дорогам на экспорт, осуществлялась на основании заключенных дополнительных соглашений N 12 от 31.12.2000 и N 13 от 30.12.2003 к договору N 210/829д от 16.02.2000 с ОАО “РЖД“ МПС России (т. 44, л. д. 121 - 136, т. 55). Данный договор регулирует взаимоотношения заявителя и МПС России, связанные с расчетами и оплатой за перевозки грузов Российскими железными дорогами, осуществляемые в международном сообщении. В соответствии с данными соглашениями к договору с МПС заявителю был присвоен код плательщика международный с освобождением от НДС - 4204515 изменен на 4209175, который следовало указывать в перевозочных документах при перевозках грузов со станций Российских железных дорог на экспорт. Во исполнение указанных контрактов заявитель заключил договоры с российскими поставщиками товаров (работ, услуг). Общая сумма НДС,
принимаемая к вычету за январь 2004 г., составляет 14809518 руб. и отражена по строке 200 налоговой декларации (т. 22, л. д. 18 - 31). Общая сумма НДС, принятая к вычету в январе 2004 г., также составила 14809518 руб. и отражена по строке 410 налоговой декларации. Расчет общей суммы НДС, принятой к вычету в январе 2004 г., отражен в справке бухгалтерии ООО “ММК-Транс“ с расшифровкой по реестрам Б3_1_401_309_01, Б3_1_401_309_02, Б3_1_401_309_03, Б3_1_401_309_04, Б3_1_401_309_05 за январь 2004 г. (т. 1, л. д. 23 - 37).

Судом 1-й инстанции при вынесении решения правомерно установлено, что заявитель документально подтвердил оказание экспедиторских услуг по перевозке груза, представил все документы в порядке ст. 165 НК РФ, в связи с чем оснований для отказа в применении ставки 0% у налогового органа не имелось.

В тексте документа, видимо, допущены опечатки: имеется в виду пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, а не пункт 1 статьи 171, и пункты 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, а не подпункты 5, 6 статьи 169.

Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами в соответствии с порядком, установленные подпунктами 5, 6 статьи 169 Кодекса, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. ООО “ММК-Транс“ одновременно с уточненной декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 года документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов по НДС, не представило.

При подаче первоначальной декларации за январь 2004 года, представленной в налоговый орган 20.02.04, налоговый вычет налогоплательщиком не заявлялся.

В соответствии со статьями 88, 93 НК РФ ООО “ММК-Транс“ 27.01.05 выставлено
требование N 18-14/1444 о представлении необходимых документов в обоснование налоговых вычетов, и повторное требование N 18-14/5758 от 09.03.2005 вручено представителю заявителя (т. 55).

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представить налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Налоговый орган, руководствуясь п. 1 ст. 32 НК РФ, обязан подтвердить и предоставить налогоплательщику вычеты лишь при изучении документов, представление которых предусмотрено вышеуказанными нормативными актами.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению (ст. 54 НК РФ).

Таким образом, ст. 88 НК РФ устанавливает, что при камеральной проверке (по месту нахождения налогового
органа) проводится проверка самостоятельно исчисленных налогоплательщиком сумм налога на основании представленных налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (ст. 172 НК РФ).

Таким образом, счета-фактуры и платежные документы служат основанием для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и в соответствии со ст. 88 НК РФ подлежат представлению к проверке как документы, на основании которых проводится проверка.

Судом 1-й инстанции правомерно установлено, что представление документов в материалы дела, подтверждающих сумму налоговых вычетов, не может служить основанием для признания незаконным решения инспекции N 1504 от 18.04.05 в части отказа в возмещении НДС в сумме 14809518 рублей, в связи с тем, что указанные документы налоговым органом не проверялись.

Статьей 39 Кодекса установлена обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, согласно статьям 82 и 87 Кодекса такой контроль проводится должностными лицами налогового органа посредством налоговых проверок налогоплательщика (как выездных, так и камеральных), в том числе проверок данных учета и отчетности.

Право налогового органа на проведение проверок установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса.

Таким образом, представляя декларации как основание для проведения проверки без документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, налогоплательщик ограничивает право налогового органа на проведение налоговой проверки.

Довод заявителя о том,
что срок представления документов налоговый орган заявителю не продлил и вынес решение об отказе 18.04.2005 до истечения трехмесячного срока проверки, не принимается во внимание, поскольку документы, подтверждающие налоговые вычеты, представлены заявителем в ИФНС после принятия оспариваемого решения - 25.04.05, что подтверждается письмом от 20.04.05 N 700/1 (т. 22, л. д. 128 - 129).

Доводы заявителя о том, что в связи с большим объемом запрашиваемых по требованию N 5758 от 09.03.05 документов за несколько налоговых периодов заявитель обращался в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов (т. 1, л. д. 72, 73 - 74), не могут быть приняты во внимание, поскольку письма от 07.04.2005 N 619, 616 направлены в ИФНС почти через месяц после получения требования от 09.03.05 N 18-14/5758, что свидетельствует о невыполнении налогоплательщиком в установленный срок законных требований налогового органа.

Судом 1-й инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая правовая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, однако они не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда 1-й инстанции.

Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2005 по делу N А40-23904/05-80-8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.