Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2005, 29.08.2005 по делу N А40-46605/05-121-438 В соответствии с законодательством субъекта РФ реализация (продажа, заправка) моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, влечет наложение административного штрафа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

5 сентября 2005 г. - изготовлено Дело N А40-46605/05-121-43829 августа 2005 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего Д., членов суда: единолично, при ведении протокола судьей Д., с участием от заявителя: О. - дов. N 12 от 29.08.05; от ответчика: К. - дов. N 05-08-444/5 от 08.04.05, рассмотрев дело по заявлению ЗАО Фирма “Техинвест“ к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы о признании незаконным постановления от 21.04.05,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО Фирма “Техинвест“ заявило о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 21.04.05 N 0302000959/5 о привлечении к административной ответственности в
виде штрафа в размере 200000 руб.

По ходатайству заявителя суд в соответствии со ст. ст. 117, 208 АПК РФ восстановил ЗАО Фирма “Техинвест“ срок для обжалования постановления, считая причины пропуска срока уважительными.

Заявитель мотивирует свое требование тем, что факт реализации моторного топлива, заправки автотранспорта топливом не установлен и не подтвержден, в данном случае произведен только отбор проб топлива; отбор проб произведен с нарушением установленного порядка, нарушены положения ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“; не установлена вина заявителя, так как все зависящие от ЗАО Фирма “Техинвест“ меры по соблюдению установленных норм и правил были приняты, а также не был соблюден порядок назначения и проведения экспертизы моторного топлива.

Ответчик представил материалы по делу об административном правонарушении, отклонил требование заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, указал, что пробы моторного топлива были отобраны из топливораздаточных колонок операторами АЗС ЗАО Фирма “Техинвест“, в соответствии с Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 топливораздаточные колонки, используемые на АЗС, могут применяться только для реализации топлива; проверка проводилась в соответствии с Законом г. Москвы от 14.07.99 N 33 на основании распоряжения от 17.03.05 N 03/03э; экологические характеристики моторного топлива установлены Постановлением Правительства Москвы от 28.12.04 N 952-ПП, которое было официально опубликовано и является обязательным для соблюдения всеми участниками рынка реализации моторного топлива, заявитель должен был предпринять меры по соблюдению установленных норм и правил. Ответчик пояснил, что согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ определение о проведении экспертизы выносится в рамках рассмотрения дела, однако, в данном случае на момент отбора и исследования отобранных проб моторного топлива в
отношении ЗАО Фирма “Техинвест“ не было возбуждено дело об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя необоснованным по следующим основаниям.

Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 21.04.05 N 0302000959/5 ЗАО Фирма “Техинвест“ привлечено к административной ответственности на основании ст. 1 Закона г. Москвы от 14.07.99 “Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям“ в виде штрафа в размере 2000 МРОТ, что составляет 200000 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.11.02 N 939-ПП Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области экологического мониторинга.

Из представленных документов по делу следует, что на основании распоряжения начальника ФГУ “Мосрегионтопэнергонадзор“ N 03/03э от 17.03.05 о проведении контроля качества моторного топлива на АЗС в отношении ЗАО “Техинвест“ была проведена проверка деятельности в целях осуществления государственного энергетического надзора в соответствии с законодательством РФ.

Отбор проб моторного топлива, в частности АИ-92 и АИ-95, произведен из топливораздаточных колонок операторами АЗС ЗАО Фирма “Техинвест“, о чем составлен протокол отбора проб нефтепродуктов от 17.03.05.

Лабораторией “ОНКо-ВНИИ НП“ (ООО) были проведены исследования отобранных проб, в результате которых установлено, что образец бензина Преимум-95 не соответствует требованиям ГОСТ 51105-97 и 952-ПП по массовой доле свинца и массовой доле серы, бензин АИ-92 не соответствует требованиям ТУ 38.001165-03 и 952-ПП по массовой доле серы, составлены протоколы испытаний N 65-П и N 66-П от 25.03.05.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к
возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ 30.03.05 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Экологические характеристики моторного топлива установлены Постановлением Правительства Москвы от 28.12.04 N 952-ПП “О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками“, которое было официально опубликовано, является обязательным для соблюдения всеми участниками рынка реализации моторного топлива.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Законом города Москвы от 14.07.99 N 33 (в ред. Законов г. Москвы от 21.02.01 N 6, от 17.03.04 N 12, от 24.11.04 N 79) установлена административная ответственность за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям.

Согласно п. 1 ст. 1 данного Закона под реализацией моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, понимается продажа, а также заправка автотранспортных средств на автозаправочных станциях, организациями и индивидуальными предпринимателями моторного топлива, не соответствующего экологическим характеристикам показателями, установленными правовыми актами города Москвы.

Согласно протоколу отбора проб нефтепродуктов пробы моторного топлива были отобраны из топливораздаточных колонок операторами АЗС ЗАО Фирма “Техинвест“.

В соответствии с Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 “Правила технической эксплуатации автозаправочных станций“ (введен в действие Приказом Минэнерго РФ от 01.08.01 N 229) топливораздаточные колонки (ТРК) предназначены для измерения объема и выдачи топлива при заправке транспортных средств и
в тару потребителя (п. 6.1). Выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливно- или маслораздаточные колонки в баки транспортных средств или тару потребителей (п. 14.1).

Таким образом, топливораздаточные колонки, используемые на АЗС, могут применяться только для реализации топлива. В момент отбора проб АЗС функционировала, следовательно, производилась заправка транспортных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона г. Москвы N 33 реализация (продажа, заправка) моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Право на осуществление государственного контроля за соответствием реализуемого моторного топлива установленным экологическим требованиям, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренное ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы N 33, предоставлено должностным лицам органа исполнительной власти г. Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 2 Закона г. Москвы N 33).

Довод заявителя о несоблюдении порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ несостоятелен, поскольку в данном случае мероприятия по контролю, порядок проведения которого регулируется данным Законом, ответчиком не проводились, тогда как Законом г. Москвы N 33 определен порядок осуществления государственного контроля за соответствием реализуемого моторного топлива установленным экологическим требованиям лицами, осуществляющими такой контроль, а также установлена административная ответственность юридических лиц за соответствующие нарушения.

Экологические характеристики моторного топлива установлены постановлением Правительства Москвы от 28.12.04 N 952-ПП “О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками“. Данный нормативный правовой акт был официально опубликован и является обязательным для соблюдения всеми участниками рынка реализации моторного топлива. Суд считает правомерным довод ответчика
о том, что заявитель, получая моторное топливо от поставщика, проверяет характеристики исходя из установленных норм, однако, в данном случае ЗАО Фирма “Техинвест“ не были предприняты все возможные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Законом субъекта РФ - г. Москвы предусмотрена административная ответственность.

Ссылка заявителя на нарушение ст. 26.4 КоАП РФ неправомерна, поскольку определение о назначении экспертизы выносится при производстве по делу об административном правонарушении в случаях, если возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Однако в данном случае на момент отбора проб нефтепродуктов дело об административном правонарушении возбуждено не было.

Таким образом, судом установлено, что ЗАО Фирма “Техинвест“ привлечено к ответственности полномочным органом за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям.

Суд, рассмотрев материалы дела о привлечении заявителя к административной ответственности, считает, что ответчиком не было допущено процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом при наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 1 Закона г. Москвы от 14.07.99 N 33, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

На основании ст. ст. 1, 2, 3 Закона г. Москвы от 14.07.99 N 33, ст. ст. 2.1, 29.4, 29.7, 30.1, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ЗАО Фирма “Техинвест“ о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 21.04.05 N 0302000959/5 о привлечении
к административной ответственности по ст. 1 Закона г. Москвы от 14.07.99 N 33 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в 9 Арбитражном апелляционном суде.