Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 02.09.2005 по делу N А41-К1-6166/05 Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 сентября 2005 г. Дело N А41-К1-6166/05“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи М., протокол судебного заседания вел судья, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО “Агентство недвижимости “Жилищный вопрос“ к правительству МО; Министерству имущественных отношений МО об обязании заключить договор аренды и понуждении к действию, при участии в заседании лиц согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен с учетом уточнения исковых требований об обязании правительства Московской области принять распорядительный акт о переводе земельного участка общей площадью 8,45 га по адресу: Московская область, Балашихинский район, мкр. 22 “Поляна“, из категорий земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений,
закрепить его за ООО “Агентство недвижимости “Жилищный вопрос“ и направить данный акт в Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости Московской области (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ) для внесения изменения в документы государственного земельного кадастра.

Обязать губернатора Московской области принять распорядительный акт о переводе земельного участка общей площадью 8,45 га по адресу: Московская область, Балашихинский район, мкр. 22 “Поляна“, из категорий земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений, территориальная зона - жилая, закрепить его за ООО “Агентство недвижимости Жилищный вопрос“ и направить данный акт в Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ) для внесения изменений в документы государственного земельного кадастра.

Обязать Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ) внести изменения в кадастровые планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:00 00 00:005 и 50:15:00 00 00:006, расположенных по адресу: Московская область, Балашихинский район, мкр. 22 “Поляна“, указав в графах: “Категория земель“ - земли поселений, территориальная зона жилая; “Разрешенное использование“ - для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения.

Обязать Министерство имущественных отношений Московской области заключить с ООО “Агентство недвижимости “Жилищный вопрос“ договор аренды земельного участка общей площадью 8,45 га по адресу: Московская область, Балашихинский район, мкр. 22 “Поляна“, сроком на 5 (пять) лет.

Истцом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков губернатора Московской области и Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области. Данное ходатайство отклонено.

Кроме того, с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица обратилось ООО “Эрастрой Профит“. Указанное ходатайство отклонено.

К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечено ЗАО “Агрофирма “Первое Мая“, т.к., по
его мнению, истцом заявлены требования относительно земельного участка, который находится у ЗАО “Агрофирма “Первое Мая“ в долгосрочной аренде.

Заслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Из материалов дела усматривается, что ООО “Агентство недвижимости “Жилищный вопрос“ заявлен иск с последующими уточнениями к правительству Московской области и Министерству имущественных отношений Московской области.

Истец просит Арбитражный суд Московской области: обязать правительство Московской области принять распорядительный акт о переводе земельного участка общей площадью 8,45 га по адресу: Московская область, Балашихинский район, мкр. 22 “Поляна“, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и закреплении его за ООО “Агентство недвижимости “Жилищный вопрос“; обязать Министерство имущественных отношений Московской области заключить с истцом договор аренды земельного участка общей площадью 8,45 га по адресу: Московская область, Балашихинский район, мкр. 22 “Поляна“, на срок строительства.

Однако арбитражный суд не может согласиться с доводами истца о том, что в связи с принятием постановления губернатора Московской области от 10.06.2003 N 128-ПГ спорный земельный участок, вошедший в черту г. Балашиха, стал относиться к землям поселений и перестал быть землей сельскохозяйственного назначения по следующим основаниям.

Из постановления главы Балашихинского района от 25.02.200 N 141 “об утверждении акта выбора земельного участка“ следует, что земельный участок площадью 8,45 га, указанный в акте выбора земельного участка, ООО “Агентство недвижимости “Жилищный вопрос“ представлен из фонда земель перераспределения, находящегося в аренде ЗАО Агрофирма “Первое Мая“.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Из кадастрового плана земельного участка площадью 8,45 га следует, что он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.

На основании
п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ и п. 2 ст. 3 Закона Московской области “О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области“ изменение целевого назначения (перевод из одной категории в другую) земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть в данном случае - правительством Московской области.

Постановление губернатора Московской области от 10.06.2004 N 128-ПГ было принято в соответствии с Законом Московской области от 17.01.2001 N 12/2001-ОЗ “Об административно-территориальном устройстве Московской области“ и регламентирует вопросы административного деления территориально сложившихся поселений и не является самостоятельным актом, который относит земли к определенным категориям или переводит их из одной категории в другую.

Кроме того, для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“).

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель запаса, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) Правительством Российской Федерации в отношении иных земель.

Истец в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ не обращался в правительство Московской области с ходатайством о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации “О переводе земель сельскохозяйственного назначения
из одной категории в другую“ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в состав таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель, 2) с созданием особо охраняемых природных территорий, 3) с установлением или изменением черты поселений, 4) со строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами, 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса, 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи, нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на тридцать и более процентов меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и границ полей севооборотов, 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государств, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия народов Российской Федерации, со строительством объектов культурно-бытового, социального, общеобразовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещений этих объектов.

Заключения о непригодности земель сельскохозяйственного производства выдает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, наделенное полномочиями по выдаче заключений о непригодности земель сельскохозяйственных угодий и (или) переводе таких земель или земельных участков в другую категорию согласно п. 7.22 Положения о Минсельхозпроде Московской области, утв. постановлением правительства Московской области от 11.02.01 N 75/3 в ред. постановления правительства Московской области от 28.02.2005 N 134/8.

Статья 1 пункта 3 подпункта м) Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ гласит, что законами Московской области
устанавливаются особенности использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения. Согласно п. б) статьи 2 названного Закона к полномочиям правительства Московской области в сфере земельных отношений отнесено принятие решений об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденным постановлением правительства Московской области от 11 февраля 2004 г. N 75/3, к полномочиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в соответствии с возложенными на него задачами относится дача заключения о возможности предоставления земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения и (или) переводе таких земель или земельных участков в другую категорию.

Аналогичное требование содержит и постановление правительства Московской области от 17 февраля 2005 г. N 103/6, изданное в целях упорядочения процедуры принятия решений о предоставлении земельных участков и решений о переводе земель из одной категории в другую, которым утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о переводе земель из одной категории в другую. В нем содержится перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую.

Из Перечня следует, что несколько центральных органов исполнительной власти принимают решения и дают заключения по своему кругу вопросов, необходимых для принятия решения об удовлетворении ходатайства либо об отказе в удовлетворении ходатайства.

На Министерство имущественных отношений Московской области в соответствии с пунктом 5 Перечня возложено принятие решения Координационного совета по имущественным отношениям в Московской области о возможности перевода земель из одной категории в другую.

Уполномоченный правительством Московской области
центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в соответствии с пунктом 2 подпункта а) Закона Московской области от 07.06.96 N 23/96-ОЗ “О регулировании земельных отношений в Московской области“ от имени Московской области заключает договоры, объектом которых являются земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки, в том числе договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, дарения, мены, а также соглашения об установлении или прекращении частных сервитутов.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Предварительный договор, который в соответствии с требованиями статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия и срок, в течение которого стороны обязаны заключить основной договор, между истцом и соответствующим ответчиком не заключался. С надлежаще оформленным ходатайством в силу требований Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ истец не обращался.

Обязанность заключить договор в данном случае не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни законом, ни добровольно принятым обязательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 169, 171 АПК, суд

РЕШИЛ:

в иске отказать.