Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2005, 04.08.2005 по делу N А40-42465/04-130-431 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным невыполнения регистрирующим органом обязанностей по приостановлению и объявлению несостоявшимся выпуска ценных бумаг, т.к. регистрирующий орган мог признать выпуск акций несостоявшимся, то есть аннулировать его государственную регистрацию, при обнаружении нарушений законодательства со стороны эмитента, чего сделать не представлялось возможным в связи с уклонением эмитента от представления отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 августа 2005 г. - изготовлено Дело N А40-42465/04-130-4314 августа 2005 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи К., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“, М.В. к Департаменту финансов Правительства Москвы, Минфину РФ о признании незаконным действия и бездействия при участии от заявителей: С. - председатель, протокол от 12.05.03, дов. от 15.07.05); от Минфина РФ: Л. - дов. от 27.04.05 N 08-04-14/2873, Д. - дов. от 28.12.04 N 08-04-14/14,

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация вкладчиков “Объединение вкладчиков “МММ“ (далее - РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“)
и М.В. обратились с заявлением, в котором просят: признать действие Департамента финансов Правительства Москвы по государственной регистрации эмиссии второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 незаконным, нарушающим их права и законные интересы и обязать Департамент финансов Правительства Москвы признать регистрацию эмиссии второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 недействительной; признать невыполнение Департаментом финансов Правительства Москвы своих функциональных обязанностей по приостановлению и объявлению несостоявшимся второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 незаконным и обязать Департамент финансов Правительства Москвы объявить эмиссию второго выпуска акций АООТ “МММ“ несостоявшейся; признать невыполнение Минфином РФ своих функциональных обязанностей по приостановлению и объявлению несостоявшимся второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 незаконным, нарушающим права и законные интересы членов РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“ и обязать Минфин РФ объявить эмиссию второго выпуска акций АООТ “МММ“ несостоявшейся (в соответствии с уточненными требованиями - том 1, л. д. 77 - 85).

В обоснование своих требований заявители указывают, что члены РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“, в том числе М.В., инвестировали свои денежные средства в ценные бумаги АООТ “МММ“, полагая, что указанные на сертификатах акций данные о государственной регистрации выпуска акций были осуществлены под контролем Министерства финансов и его финансовых органов на местах, однако в результате незаконных действия и бездействия ответчиков руководитель АООТ “МММ“ М.С. 16.06.93 по подложным учредительным документам с представлением подложного уведомления об уставном капитале зарегистрировал в Департаменте финансов Москвы выпуск 990000 обыкновенных именных акций АООТ “МММ“, изготовил на специализированных предприятиях АО “Сокольники“ и ТОО “Н.Т.Граф“ 2860250 бланков сертификатов акций АООТ “Торгово-финансовая компания “МММ“ и
216597500 билетов “МММ“, от первичного размещения по номинальной стоимости отказался, с целью завладения денежными средствами граждан установил противоречащий законодательству порядок купли-продажи ценных бумаг. Заявители полагают, что указанные действия были совершены АООТ “МММ“, в частности, с нарушением требований Инструкций Минфина РФ от 03.03.92 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации и от 06.07.92 “О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами“. По мнению заявителей, ответчики не осуществили надлежащий контроль за производством бланков ценных бумаг, за ходом выпуска и эмиссии ценных бумаг, который обязаны были осуществить в силу Положения “О лицензировании биржевой деятельности“, Постановления Правительства РФ “Об упорядочении производства бланков и ценных бумаг в Российской Федерации“ от 03.06.92 N 376 и Положения “О порядке и условиях выдачи лицензии на производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг“ от 17.09.92 N 05-01-04 и других нормативных правовых актов. Заявители также ссылаются на ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 Закона РСФСР “Об инвестиционной деятельности в РСФСР“, в силу которых государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а государственные органы всех уровней при неисполнении и ненадлежащем исполнении принятых обязательств или возложенных на них на законных основаниях обязанностей по осуществлению инвестиционной деятельности несут ответственность по своим обязательствам перед субъектами инвестиционной деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статья 117, часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. ст. 117, 198 ч. 4 судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“ о восстановлении пропущенного срока обжалования оспариваемых действия и бездействия, что отражено
в протоколе судебного заседания от 28.07.05.

Извещенный надлежащим образом, Департамент финансов Правительства Москвы представителя для участия в судебном заседании не направил, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

В представленном отзыве Департамент финансов Правительства Москвы возражает против заявленных требований, указав, что согласно пункту 19 Инструкции Минфина РФ от 03.03.92 N 2 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации“ регистрирующие органы могли признать выпуск акций несостоявшимся, то есть аннулировать его государственную регистрацию, при обнаружении нарушений законодательства со стороны эмитента, однако установить факт нарушения законодательства со стороны АООТ “МММ“ не представлялось возможным в связи с уклонением Общества от представления отчета об итогах выпуска ценных бумаг, несмотря на неоднократные обращения со стороны Департамента финансов Правительства Москвы, а также в связи с имевшей место в мае 1994 года кражей финансово-бухгалтерской документации Общества и последующей передачей имевшихся у Департамента документов, касающихся АООТ “МММ“, в правоохранительные органы в связи с расследованием уголовного дела и в Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которой в 1997 году были переданы функции по регистрации выпусков ценных бумаг. Кроме того, Департамент финансов Правительства Москвы, полагает, что в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ не подлежит доказыванию установленные решением Тверского межмуниципального районного суда г. Москвы от 28.05.98 следующие обстоятельства: заявители вступили в договорные отношения с АООТ “Торгово-финансовая компания “МММ“, покупая сертификаты акций указанной компании и билеты “МММ“, которые по сути являются обычной полиграфической продукцией; Департамент финансов города Москвы не является ни учредителем Общества, ни стороной сделки, поэтому не несет ответственности за невыполнение одной
из сторон взятых на себя обязательств.

Минфин РФ также возражает против удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии подпунктом “б“ пункта 5 Инструкции Минфина РФ от 03.03.92 N 2 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации“ регистрирующим органом второго выпуска акций АООТ “МММ“ являлся Департамент финансов города Москвы, и, соответственно, на Минфин РФ не была возложена функция контролирующего органа.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с уставом РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“, зарегистрированным Управлением юстиции г. Москвы 01.04.96 за N 5929, одной из целей организации является содействие защите гражданских прав, экономических и социальных интересов вкладчиков, включая представление интересов членов организации в арбитражных судах (том 1, л. д. 76, 90 - 97).

В соответствии с Инструкцией Минфина РФ от 03.03.92 N 2 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации“ Департаментом финансов г. Москвы 16.06.93 за номером 73-1-1245 была произведена государственная регистрация первичного выпуска акций при увеличении размеров уставного капитала АООТ “МММ“ на сумму 990000000 рублей, в том числе обыкновенных акций 990000 по 1000 рублей (порядковый номер эмиссии - 2, общая сумма эмиссии акций эмитента 991000000 рублей), что подтверждается письмом Департамента финансов г. Москвы от 06.07.93 N 06-22/1245 (т. 1, л. д. 24).

Указанной Инструкцией было установлено, что на Департамент финансов г. Москвы, как регистрирующий орган, возложена ответственность за полноту сведений, представленных в эмиссионном проспекте, а также осуществление контроля за соблюдением правил выпуска ценных бумаг, однако он не несет ответственности за
достоверность сведений, представленных в эмиссионном проспекте (п. 11); кроме того, регистрирующий орган обязан обеспечить контроль за ходом эмиссии зарегистрированных бумаг с целью недопущения нарушений действующего законодательства об обращении ценных бумаг (п. 17), он вправе приостановить процесс выпуска ценных бумаг эмитентом или объявить выпуск несостоявшимся (т.е. аннулировать его государственную регистрацию) в случае, если выпуск осуществлен с нарушением действующего законодательства, а также в случае нарушения порядка выпуска, установленного этой Инструкцией, по следующим основаниям: а) если информация, полученная им самостоятельно, а также от третьих лиц и подтвержденная проверкой, указывает на недостоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах; б) в случае отказа в выполнении требований регистрирующего органа по устранению нарушений действующего законодательства и требований этой Инструкции в процессе осуществления выпуска ценных бумаг (п. п. 19, 20).

Материалами дела подтверждается, а также неоднократно установлено судебными актами судов общей юрисдикции по ранее рассмотренным гражданским делам, что Департамент финансов г. Москвы и Минфином РФ предпринимались надлежащие меры в целях пресечения незаконной деятельности АООТ “МММ“ (решения Пресненского межмуниципального суда г. Москвы от 10.10.02 от 13.09.02, от 17.09.02, от 30.08.02, от 10.10.02, определение Мосгорсуда от 12.04.04).

В частности, решением Пресненского межмуниципального суда г. Москвы от 10.10.02 установлены следующие обстоятельства: Департамент финансов г. Москвы неоднократно направлял письма Президенту АООТ “МММ“ с предложением представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг Общества; на протяжении длительного времени, начиная с весны 1994 года, Минфином РФ проводилась работа, направленная на достижение взаимопонимания с руководством АООТ “МММ“ с целью приведения деятельности Общества на рынке ценных бумаг в соответствие с требованиями законодательства; действуя в рамках своих полномочий, Минфин
РФ неоднократно обращал внимание руководства АООТ “МММ“ на ряд грубых нарушений действующего законодательства; в июле 1994 года Минфин РФ обращался через средства массовой информации к гражданам РФ с заявлением, в котором говорилось и о том, что “билеты МММ“ ценными бумагами не являются.

Определением Мосгорсуда от 12.04.04 по делу N 33-6236 оставлено без изменения решение Басманного суда г. Москвы от 25.11.03, в котором было установлено, что между действиями Департамента финансов г. Москвы и Минфина РФ по урегулированию выпуска акций АО “МММ“ и причиненным истцам (физическим лицам, являющимся членами РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“) вредом причинно-следственная связь отсутствует (том 1, л. д. 41).

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (ч. 3 ст. 69 АПК РФ).

В связи с этим указанные обстоятельства, установленные судебными актами судов общей юрисдикции, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд приходит к выводу
об отсутствии указанных оснований для признания обжалуемых действий и бездействия незаконными.

Кроме того, в соответствии с постановлением следователя по особо важным делам Следственного комитета МВД России от 16.05.97 по уголовному делу N 145007 председатель Правления РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“ С. признан законным представителем гражданских истцов - членов указанной общественной организации, таким образом эти лица не лишены возможности защищать свои гражданские права в судебном порядке.

В соответствии со ст. 104 АПК РФ уплаченная заявителями государственная пошлина не подлежит возврату.

На основании ст. 69, ч. 3, ст. ст. 71, 167 - 170, 198 ч. 1, ст. 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать Региональной общественной организации вкладчиков “Объединение вкладчиков “МММ“ и М.В. в удовлетворении требований о признании действия Департамента финансов Правительства Москвы по государственной регистрации эмиссии второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 незаконным, нарушающим их права и законные интересы и обязании Департамента финансов Правительства Москвы признать регистрацию эмиссии второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 недействительной; признании невыполнения Департаментом финансов Правительства Москвы своих функциональных обязанностей по приостановлению и объявлению несостоявшимся второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 незаконным и обязании Департамента финансов Правительства Москвы объявить эмиссию второго выпуска акций АООТ “МММ“ несостоявшейся; о признании невыполнения Минфином РФ своих функциональных обязанностей по приостановлению и объявлению несостоявшимся второго выпуска акций АООТ “МММ“ от 16.06.93 N 73-1-1245 незаконным, нарушающим права и законные интересы членов РООВ “Объединение вкладчиков “МММ“ и обязании Минфина РФ объявить эмиссию второго выпуска акций АООТ “МММ“ несостоявшейся.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.