Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2005, 02.08.2005 по делу N А40-32429/05-121-280 Суд удовлетворил заявление в части признания незаконными действий регистрирующего органа, выразившихся в отказе в регистрации выпуска акций, т.к. из материалов дела следует, что документы для государственной регистрации были направлены заявителем в пределах срока, установленного законодательством РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

9 августа 2005 г. - изготовлено Дело N А40-32429/05-121-2802 августа 2005 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражная суд в составе: председательствующего Д., членов суда: единолично, при ведении протокола судьей Д., с участием от заявителя: Л. - дов. от 09.03.05, К. - ген. директор, протокол N 1 от 25.06.03; от ответчика: Н. - дов. N 05-04/1635 от 01.02.05, С.Н. - дов. N 05-04/18011 от 27.07.05, С.М. - дов. N 05-04/241 от 14.01.05, рассмотрев дело по заявлению ЗАО “Агропромтехпроект“ к РО ФСФР РФ в Центральном федеральном округе о признании незаконным отказа в регистрации выпуска акций от 02.03.05, об обязании
зарегистрировать выпуск акций,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Агропромтехпроект“ заявило о признании незаконным отказа РО ФСФР в ЦФО в регистрации выпуска акций, размещенного до вступления в силу ФЗ от 22.04.96 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, оформленного приказом N 537 от 02.03.05, об обязании РО ФСФР в ЦФО зарегистрировать выпуск акций ЗАО “Агропромтехпроект“ в порядке, установленном ФЗ от 10.12.03 N 174-ФЗ “О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу ФЗ от 22.04.96 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ без государственной регистрации“ на основании ранее представленных документов.

В судебном заседании 28.07.05 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.08.05.

Заявитель представил документы, поддержал заявленные требования, мотивирует их тем, что причиной отказа в регистрации выпуска акций Общества было признано нарушение Обществом годичного срока представления документов, установленного ст. 1 ФЗ от 10.12.03 N 174-ФЗ, однако указанный Закон вступил в законную силу 29.12.03, документы были направлены Обществом через учреждение федеральной почтовой связи 28.12.04, т.е. своевременно.

Ответчик представил документы, отклонил требования заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, указал, что документы для госрегистрации выпуска ценных бумаг были получены в РО ФСФР России в ЦФО 11.01.05, то есть по истечении установленного Законом срока, в пакете представленных документов не содержалось какой-либо информации, подтверждающей его отправку 28.12.04 по почте. Ответчик указал, что, так как эмитентом были нарушены требования законодательства РФ о ценных бумагах, РО ФСФР России в ЦФО приказом от 02.03.05 N 537 приняло решение отказать истцу в госрегистрации выпуска ценных бумаг. Также ответчик пояснил, что в соответствии с действующим законодательством о рынке ценных бумаг не может осуществить государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных
бумаг или принять мотивированное решение об отказе в такой регистрации без рассмотрения представленных документов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе N 537 от 02.03.05 на основании ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг, абз. 2 п. 2.4.23 “Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг“, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 18.06.03 N 03-30/пс ЗАО “Агропромтехпроект“ отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, о чем заявитель был извещен уведомлением от 02.03.05 N 05-04/4693 (л. д. 43).

Отказ мотивирован тем, что в нарушение п. 1 ст. 1 ФЗ “О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу ФЗ “О рынке ценных бумаг“ без государственной регистрации“ от 10.12.03 N 174-ФЗ документы для госрегистрации выпуска ценных бумаг ЗАО “Агропромтехпроект“, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг, представлены 11.01.05.

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ от 10.12.03 N 174-ФЗ (далее - Закон) выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом. Документы для госрегистрации указанных выпусков акций в соответствии с этим Законом должны быть представлены не позднее одного года со дня его вступления в силу.

В соответствии со ст. 3 Закона он вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Указанный Закон N 174-ФЗ был опубликован в “Российской газете“ N 253 17.12.03, соответственно, вступил в силу
28.12.03.

Таким образом, документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг необходимо представить не позднее 28.12.2004.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО “Агропромтехпроект“ направило в РО ФСФР в ЦФО заявление о регистрации выпуска ценных бумаг со всеми необходимыми приложениями заказной бандеролью через учреждение федеральной почтовой связи - ФГУП УФПС “Моспочтамт“ (101753) 28.12.03 (л. д. 14). Факт их получения заказной корреспонденции ответчиком подтвержден накладной от 31.12.04. Однако регистрация поступившей корреспонденции произведена в РО ФСФР в ЦФО 11.01.05.

Статьей 194 ГК РФ установлен порядок совершения действий в последний день срока, в соответствии с которой если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В силу п. 2 этой статьи письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Суд приходит к выводу, что документы для госрегистрации выпуска акций были направлены заявителем в пределах срока, установленного Законом N 174-ФЗ, что подтверждается представленными квитанциями от 28.12.04.

ЗАО “Агропромтехпроект“ является действующей организацией, выполнило действия по госрегистрации выпуска ценных бумаг, при этом риск ликвидации Общества, а также невозможность осуществить регистрацию выпуска акций создают препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, что свидетельствует о том, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Суд не установил нарушений заявителем законодательства РФ о ценных бумагах, в частности, ст. 21 ФЗ “О рынке ценных бумаг“, п. 1 ст. 1 ФЗ от 10.12.03 N 174-ФЗ, в связи с чем отказ РО ФСФР в ЦФО в регистрации выпуска акций, размещенного до вступления в
силу ФЗ от 22.04.96 N 39-ФЗ, оформленный приказом N 537 от 02.03.05, суд признает незаконным, как не соответствующий ст. 1 ФЗ N 174-ФЗ, ст. 21 ФЗ “О рынке ценных бумаг“, а также нарушающий права и законные интересы заявителя.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“ регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации. Кроме того, регистрирующему органу этим же Законом предоставлено право провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг должно соответствовать требованиям, установленным ст. 11 ФЗ “О рынке ценных бумаг“ и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Таким образом, для принятия решения о регистрации или отказа в регистрации выпуска ценных бумаг необходимо рассмотрение представленных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства по рынку ценных бумаг.

Учитывая, что представленные для государственной регистрации выпуска акций документы ответчиком не рассматривались, суд не может обязать ответчика зарегистрировать выпуск акций.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не пункт 4.

Вместе с тем в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает возможным на основании п. 4 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязать РО ФСФР в ЦФО рассмотреть по существу вопрос о соответствии представленных заявителем документов действующему законодательству о рынке ценных бумаг для
регистрации акций ЗАО “Агропромтехпроект“.

На основании ст. ст. 17, 18, 20, 21 ФЗ от 22.04.96 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, ст. 1 ФЗ от 10.12.03 N 174-ФЗ, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным отказ РО ФСФР в ЦФО в регистрации выпуска акций, размещенного до вступления в силу ФЗ от 22.04.96 N 39-ФЗ, оформленный приказом N 537 от 02.03.05.

Обязать РО ФСФР в ЦФО рассмотреть вопрос о соответствии представленных ЗАО “Агропромтехпроект“ документов действующему законодательству о рынке ценных бумаг.

В удовлетворении требования ЗАО “Агропромтехпроект“ об обязании РО ФСФР в ЦФО зарегистрировать выпуск акций отказать.

Возвратить ЗАО “Агропромтехпроект“ из федерального бюджета РФ 2000 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в 9-м арбитражном апелляционном суде.