Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2005, 29.07.2005 по делу N А40-34516/05-118-330 С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 августа 2005 г. - изготовлено Дело N А40-34516/05-118-33029 июля 2005 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего К. единолично, с участием от истца: М.Т. - дов. от 17.06.05, Ш. - дов. от 14.06.05, М.А. - дов. от 22.07.05; от ответчика: Ц. - дов. от 28.07.05, М.С. - дов. от 27.06.05, рассмотрев дело по иску ГУ “Архив РАН“ к ИФНС N 27 по г. Москве о признании недействительным решения N 2/05-553 от 25.05.2005,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о признании недействительным решения N 2/05-553 от 25.05.2005 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, которым истец
привлечен к ответственности за неуплату сумм земельного налога на основании ст. 122 п. 1 НК РФ в виде штрафа в размере 28337 руб. и за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 - 2004 годы на основании п. 1 статьи 119 НК РФ.

Истец обосновал свои требования следующим. Истец ссылается на ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 “О плате за землю“, согласно которой с юридических лиц, освобожденных от уплаты налога при передаче ими земельных участков в аренду (пользование), взимается земельный налог с площади, переданной в аренду. Поскольку истцом сдаются в аренду помещения в здании, истец указал, что в соответствии с законодательством налогоплательщик утрачивает право на применение налоговой льготы только при передаче в аренду земельных участков, а не передаче в аренду помещений в многоэтажном здании, что имело место фактически. По мнению истца, Закон г. Москвы N 34 от 16 июля 1997 года “Об основах платного землепользования в г. Москве“ в статье 13 содержит расширительное толкование федерального налогового законодательства, а именно: “льготы не применяются в случае, когда налогоплательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду ... другому лицу“.

Истец ссылается на ст. 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Истцом сделан вывод о противоречии ст. 13 Закона г. Москвы N 34
от 16 июля 1997 года Закону РФ от 11.10.1991 “О плате за землю“ и Конституции РФ.

Далее истец ссылается на ст. 28 ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, согласно которой доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление организациям, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций.

Ответчик иска не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве (л. д. 49) и в письменных пояснениях. Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ГУ “Архив РАН“ по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на землю за период с 01.01.2002 по 31.12.2004. В ходе проверки установлено. На основании Распоряжения префекта ЮЗАО г. Москвы от 25.11.1995 N 1124-р МКЗ и государственного акта на право бессрочного пользования землей от 22.04.1996 N М-06-004411 в пользовании ГУ “Архив РАН“ находится земельный участок площадью 0,4267 га по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 34, предоставленный в бессрочное пользование для эксплуатации зданий и сооружений архива. На основании Свидетельства о внесении в реестр федерального имущества, N 077Н0062 от 15.03.2000, выданного Министерством гос. имущества РФ, и Свидетельства о государственной регистрации права, N 77 НН 003799 от 09.03.2000, здание по адресу: Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 34, находится в распоряжении истца на праве оперативного управления.

Ответчик ссылается на ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, согласно которой использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Согласно статье 1 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в г. Москве“ под земельным участком (частью земельного участка), занимаемым зданием или сооружением и необходимым для его использования, понимается земельный участок (часть земельного участка), права на которые неотделимы от прав на расположенные на нем здания и сооружения. До межевания территории его площадь для целей Закона определяется суммированием площади застройки и расчетной дополнительной площади (для использования здания или сооружения), принимаемой равной наименьшему из трех показателей: площади застройки; площади незастроенной части имеющегося при здании обособленного земельного массива; площади, приходящейся на долю в жилом квартале“.

В соответствии с п. 11 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются: предприятия и организации Российской академии наук.

В 2002 - 2004 годах истец применял льготный режим налогообложения по земельному налогу на основании п. 11 статьи 12 раздела 4 Закона РФ N 1738-1 “О плате за землю“.

Ответчик указал, что в ходе проверки установлено, что часть помещений, находящихся в здании архива, ГУ “Архив РАН“ сдает в аренду коммерческим организациям.

В соответствии с п. 23 статьи 12 Закона N 1738-1 “О плате за землю“ с юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду. На основании ст. 652 ГК РФ при передаче в аренду нежилого помещения к арендатору переходит право пользования
той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Ответчик ссылается на ст. 71 Конституции РФ, согласно которой в ведении РФ находятся исключительно федеральные налоги и сборы. Земельный налог в соответствии со ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 “Об основах налоговой системы в РФ“ относится к местным налогам, регулируемым законодательством субъектов РФ и местной администрацией. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ Москва является субъектом РФ. В соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы от 28.06.1995 “Устав города Москвы“, в соответствии с Конституцией РФ в ведении города Москвы находятся налоги, за исключением федеральных (пункт 7 статьи 13). Ответчиком сделан вывод о том, что в соответствии с вышеуказанными нормами вопрос о налогообложении помещений, сдаваемых в аренду лицами, освобожденными от уплаты земельного налога, решается с учетом законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, регулирующими данный вопрос.

В соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в г. Москве“ льготы в отношении конкретного лица применяются с даты вступления в силу закона, установившего льготы, если иное не предусмотрено законодательством. Установленные льготы не применяются в случае, если налогоплательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу. При передаче в части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или по договорам о совместной деятельности.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ “О плате за землю“ земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические
лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающихся сумм налога по каждому земельному участку. Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Истцом на обозрение суда представлены подлинные документы, обосновывающие требования.

Как следует из материалов дела, ИФНС N 27 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка Государственного учреждения “Архив РАН“ по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на землю за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2004 года. По результатам проверки составлен акт от 25 апреля 2005 года N 2/05-553ДСПа, на основании которого вынесено решение N 2/05-553 от 25.05.2005 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ (л. д. 9), которым истец привлечен к ответственности за неуплату сумм земельного налога на основании ст. 122 п. 1 НК РФ в виде штрафа в размере 28337 руб. и за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 - 2004 годы на основании п. 1 статьи 119 НК РФ.

На основании Распоряжения префекта ЮЗАО г. Москвы от 25.11.1995 N 1124-р МКЗ и государственного акта на право бессрочного пользования землей от 22.04.96 года N М-06-004411 в пользовании ГУ “Архив РАН“ находится земельный участок площадью 0,4267 га по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 34, предоставленный в бессрочное пользование для эксплуатации зданий и сооружений архива. На основании Свидетельства о внесении в реестр федерального имущества, N 077Н0062 от 15.03.2000, выданного Министерством гос. имущества РФ, и Свидетельства о государственной регистрации права, N 77 НН 003799 от 09.03.2000, здание
по адресу: Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 34, находится в распоряжении истца на праве оперативного управления.

Статьей 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Согласно статье 1 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в г. Москве“ под земельным участком (частью земельного участка), занимаемым зданием или сооружением и необходимым для его использования, понимается земельный участок (часть земельного участка), права на которые неотделимы от прав на расположенные на нем здания и сооружения. До межевания территории его площадь для целей Закона определяется суммированием площади застройки и расчетной дополнительной площади (для использования здания или сооружения), принимаемой равной наименьшему из трех показателей: площади застройки; площади незастроенной части имеющегося при здании обособленного земельного массива; площади, приходящейся на долю в жилом квартале. В соответствии с п. 11 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются: “...предприятия и организации Российской академии наук...“.

В 2002 - 2004 годах истец применял льготный режим налогообложения по земельному налогу на основании п. 11 статьи 12 раздела 4 Закона РФ N 1738-1 “О плате за землю“.

В ходе проверки установлено и истцом не отрицается, что часть помещений, находящихся в здании архива ГУ “Архив РАН“ сдает в аренду коммерческим организациям.

Сдача помещений в аренду, так как данный факт установлен выездной налоговой проверкой и отражен в обжалуемом решении, истцом не отрицается и
не является предметом спора. В соответствии с п. 23 статьи 12 Закона N 1738-1 “О плате за землю“ с юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду. На основании ст. 652 ГК РФ при передаче в аренду нежилого помещения к арендатору переходит право пользования той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Суд считает правомерной ссылку ответчика на статью 71 Конституции РФ, согласно которой в ведении РФ находятся исключительно федеральные налоги и сборы. Земельный налог в соответствии со ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 “Об основах налоговой системы в РФ“ относится к местным налогам, регулируемым законодательством субъектов РФ и местной администрацией. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ Москва является субъектом РФ. В соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы от 28.06.1995 “Устав города Москвы“, в соответствии с Конституцией РФ в ведении города Москвы находятся налоги..., за исключением федеральных (пункт 7 статьи 13). В соответствии с вышеуказанными нормами вопрос о налогообложении помещений, сдаваемых в аренду лицами, освобожденными от уплаты земельного налога, решается с учетом законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, регулирующими данный вопрос. Судом не принимается довод истца о том, что имеется противоречие между Федеральным законом “О плате за землю“ и Законом г. Москвы N 34, в связи с чем Закон г. Москвы не подлежит применению, поскольку земельный налог, как указывалось выше, относится к местным налогам, ст. 13 Закона г. Москвы N 34 от 16.07.1997 “Об основах платного
землепользования“ уточняет порядок применения льготы по налогу при передаче лицами, освобожденными от уплаты налога, расположенных на нем зданий в аренду (пользование) - льгота не применяется в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду (пользование).

В соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в г. Москве“ льготы в отношении конкретного лица применяются с даты вступления в силу закона, установившего льготы, если иное не предусмотрено законодательством. Установленные льготы не применяются в случае, если налогоплательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу. При передаче в части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или по договорам о совместной деятельности.

Данное положение соответствует ст. 12 Закона “О плате за землю“, согласно которой “с юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование)“.

Довод истца о том, что им преданы в аренду не земельные участки, а часть зданий, расположенных на земельном участке, судом не принимается, поскольку, как указывалось выше, на основании ст. 652 ГК РФ при передаче в аренду нежилого помещения к арендатору переходит право пользования той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Судом не принимается также довод истца, основанный на том, что на сумму поступившей в распоряжение бюджета арендной платы уменьшается сумма бюджетного финансирования, как основание для освобождения от уплаты налога, поскольку такое условие предоставления льготы по
земельному налогу отсутствует в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ “О плате за землю“ земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающихся сумм налога по каждому земельному участку.

Согласно п. 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по месту учета влечет взыскание штрафа. Истцом не заявлено возражений по расчету штрафа, расчет штрафа судом проверен, признан соответствующим порядку расчета, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Истец не отрицал, что расчеты по налогу на землю им не представлялись, пояснил, что при отсутствии обязанности по уплате налога также отсутствовала обязанность по представлению налоговых деклараций. В связи с тем, что судом установлена обязанность по уплате налога на землю, взыскание штрафа за непредставление расчетов по налогу на землю следует признать правомерным.

Расчет площади земельного участка, подлежащего налогообложению, содержится в решении и возражений по расчету истцом не заявлено.

На основании ст. 13 ГК РФ, статей 171, 172 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске ГУ “Архив РАН“ к ИФНС N 27 по г. Москве о признании недействительным решения N 2/05-553 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ от 25.05.2005 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.