Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2005, 29.06.2005 по делу N А40-23904/05-80-88 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортированных за пределы территории РФ и импортируемых в РФ товаров, а также иных подобных работ экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

6 июля 2005 г. - изготовлено Дело N А40-23904/05-80-8829 июня 2005 г. - объявлено “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе судьи Ю., протокол вела судья Ю., с участием от заявителя: М. - дов. N 131 от 06.09.04, паспорт от 16.06.99; от ответчика: Р. - дов. N 02-11/503 от 18.01.05, удост. УР N 007085 от 21.06.05, рассмотрев дело по заявлению ООО “ММК-Транс“ к ИФНС России N 4 по г. Москве о признании недействительным решения N 1504 от 18.04.05, обязании возместить путем зачета НДС - 14809518 руб. за январь 2004 г.,

УСТАНОВИЛ:

ООО “ММК-Транс“ обратилось с заявлением о признании недействительным решения
ИФНС России N 4 по г. Москве от 18.04.05 N 1504 “Об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость“ и обязании ИФНС возместить ООО “ММК-Транс“ НДС в размере 14809518 руб. за январь 2004 г. путем зачета.

Заявление мотивировано тем, что решение ИФНС не соответствует ст. ст. 164, 165, 176 НК РФ, поскольку налоговым органом необоснованно отказано в применении ставки 0 процентов по НДС, в налоговый орган представлены все документы в соответствии со ст. 165 НК РФ для подтверждения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, указанным в оспариваемом решении и отзыве, ссылаясь на то, что заявитель необоснованно применил налоговую ставку 0 процентов по НДС за январь 2004 г., документы, подтверждающие налоговые вычеты в уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за январь 2004 г., заявителем к проверке не представлены.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявитель на основании и во исполнение экспортных контрактов, заключенных с компаниями “Timeway Ltd“, “MMK Steel Trade AG“, “MMK Trading AG“, “Conares Trading AG“ оказывал транспортно-экспедиторские услуги по организации перевозки экспортируемого за пределы РФ проката черных металлов.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ положение абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемые российским перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).

Как следует из материалов дела, 20.02.2004 заявитель представил в налоговый орган отдельную налоговую
декларацию за январь 2004 г. и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, подтверждающие правомерность применения заявителем ставки 0% при реализации услуг, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ (т. 22, л. д. 18 - 31, 32 - 105).

20.05.2004 ИФНС по результатам камеральной налоговой проверки приняла решение N 1202 по декларации по НДС за январь 2004 г., представленной 20.02.2004, которым заявителю было отказано в применении налоговой ставки 0% по реализации в размере 122963658 руб., налоговый вычет заявлен не был. В настоящем деле решение N 1202 от 20.05.2004 и доводы заявителя по этому решению судом не рассматриваются, так как такое требование заявителем не заявлено.

30.12.2004 заявитель в порядке ст. 81 НК РФ внес изменения и уточнения в указанную налоговую декларацию, направив налоговому органу корректирующую налоговую декларацию за январь 2004 г. (т. 2, л. д. 106 - 119). Кроме того, заявитель повторно направил ответчику документы, подтверждающие применение ставки 0% за январь 2004 г. (т. 22, л. д. 121 - 123). 20.04.05 заявителем представлены письмом N 700/1 документы, подтверждающие налоговые вычеты (т. 22, л. д. 128 - 129, т. 23, л. д. 46 - 72). По строке 1 раздела 1 декларации заявитель отразил сумму реализации в размере 122963658 руб., налоговый вычет в размере 14809518 руб.

18.04.2005 по результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации, полученной ответчиком 25.01.2005, налоговым органом принято решение N 1504, которым установлено необоснованное применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по декларации за январь 2004 г., отказано в возмещении НДС за январь 2004 г. в сумме 14809518 руб., уменьшена сумма налога, заявленная к вычету
в декларации за январь 2004 г., на 14809518 руб. (т. 1, л. д. 65 - 70).

Основанием для принятия решения явилось то, что заявителем не представлены по требованиям ответчика документы, подтверждающие налоговые вычеты; в нарушение ст. 165 пп. 4 п. 4 НК РФ ООО “ММК-Транс“ не представлены железнодорожные накладные - документ, подтверждающий оказание услуг по перевозке груза железнодорожным транспортом; экспортный код плательщика, указанный в квитанции о приеме груза, не соответствует коду, установленному договором N 210/829д от 16.02.2000 с МПС РФ и дополнительному соглашению к нему.

Из материалов дела усматривается, что ООО “ММК-Транс“ в сентябре 2003 г. осуществило экспедиторские услуги на основании контрактов: N 114/МТ от 30.06.2003 с компанией “MMK Steel Trade AG“ (т. 1, л. д. 40 - 48), N 138/МТ от 30.04.2003 с компанией “Timeway Ltd“ (т. 20, л. д. 82 - 93), N 118/МТ от 30.06.2003 с компанией “MMK Trading AG“ (т. 20, л. д. 113 - 121), N 119/МТ от 01.07.2003 с компанией “Conares Trading AG“ (т. 21, л. д. 120 - 135). Заявителем к контрактам представлены акты оказанных услуг, выписки банка, кредит-авизо, подтверждающие исполнение договоров и поступление выручки.

Факт вывоза в таможенном режиме экспорта товаров, перевозку которых организовал заявитель, подтверждается ГТД и товаросопроводительными документами (ж/д накладными (квитанциями о приеме груза), коносаментами, поручениями на отгрузку (т. 1, л. д. 75 - 181, т. т. 2 - 20, л. д. 1 - 80, т. т. 22 - 40).

Реализация указанных услуг произведена на общую сумму 4030960,81 долл. США (по курсу ЦБ РФ - 122963657,95 руб.).

Согласно условиям договоров с иностранными компаниями (например, п.
1.1 договора N 138/МТ от 30.04.03 - (т. 20, л. д. 82 - 93) заявитель обязан оказывать услуги по организации перевозок грузов в собственном, арендованном подвижном составе - грузовых вагонах на экспорт через морские порты Российской Федерации в объемах, согласованных сторонами. Акты выполненных работ (услуг) заявителем представлены и имеются в материалах дела.

Деятельность заявителя по оказанию услуг, связанных с организацией перевозки грузов по Российским железным дорогам на экспорт, осуществлялась на основании заключенных дополнительных соглашений N 12 от 31.12.2000 и N 13 от 30.12.2003 к договору N 210/829д от 16.02.2000 с ОАО “РЖД“ МПС России (т. 44, л. д. 121 - 136, т. 55). Данный договор регулирует взаимоотношения заявителя и МПС России, связанные с расчетами и оплатой за перевозки грузов Российскими железными дорогами, осуществляемые в международном сообщении. В соответствии с данными соглашениями к договору, с МПС заявителю был присвоен код плательщика международный с освобождением от НДС - 4204515 изменен на 4209175, который следовало указывать в перевозочных документах при перевозках грузов со станций Российских железных дорог на экспорт.

Во исполнение указанных контрактов заявитель заключил договоры с российскими поставщиками товаров (работ, услуг). Общая сумма НДС, принимаемая к вычету за январь 2004 г., составляет 14809518 руб. и отражена по строке 200 налоговой декларации (т. 22, л. д. 18 - 31). Общая сумма НДС, принятая к вычету в январе 2004 г. также составила 14809518 руб. и отражена по строке 410 налоговой декларации. Расчет общей суммы НДС, принятой к вычету в январе 2004 г., отражен в справке бухгалтерии ООО “ММК-Транс“ с расшифровкой по реестрам Б3_1_401_309_01, Б3_1_401_309_02, Б3_1_401_309_03, Б3_1_401_309_04,
Б3_1_401_309_05 за январь 2004 г. (т. 1, л. д. 23 - 37).

Ссылки заявителя на незаконность в решении N 1504 от 18.04.05 довода о том, что в налоговой декларации по ставке 0% за январь 2004 г. заявитель не заявил налоговый вычет, а заявил его только в декларации от 30.12.2004, судом не принимаются. Никаких последствий данный вывод ИФНС не несет, а лишь отражает сведения, отраженные в указанных декларациях.

Доводы ответчика о том, что в нарушение пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ ООО “ММК-Транс“ не представлены железнодорожные накладные - документ, подтверждающий оказание услуг по перевозке груза железнодорожным транспортом, судом не принимаются, поскольку в соответствии с представленными договорами и положениями ГК РФ предметом деятельности является оказание услуг, связанных с организацией транспортных перевозок, что регулируется ст. ст. 779 (возмездное оказание услуг) и 801 ГК РФ (транспортная экспедиция) ГК РФ.

Как следует из Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 39 “Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом“, перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:

лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);

лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Заявитель не
является ни одним из перечисленных лиц, которым выдается транспортная железнодорожная накладная.

Копии железнодорожных квитанций по существу являются транспортной накладной, подтверждающей перевозку груза.

Копии железнодорожных квитанций представлены ответчику в соответствии описью и пояснительной запиской к налоговой декларации, номера квитанций указаны обратной стороне ГТД (например, т. 22, л. д. 1; т. 20, л. д. 1; т. 2, л. д. 1, 31, 52; т. 21, л. д.), которые также представлены Инспекции, из чего устанавливается взаимосвязь между вывозом экспортированного товара именно в соответствии с указанными квитанциями.

Квитанция о приеме груза, применяемая в железнодорожных перевозках в качестве документа, подтверждающего прием груза, содержит ту же информацию, что железнодорожная накладная.

Представленные заявителем железнодорожные квитанции о приеме груза, исходя из особенностей оказываемых услуг, являются для налогоплательщика транспортным документом, подтверждающим непрерывность процесса перевозки, товаросопроводительными документами в соответствии со ст. 165 НК РФ являются коносамент и поручение на отгрузку, которые представлены в налоговый орган.

Доводы ответчика о том, что во всех представленных ООО “ММК-Транс“ квитанциях о приеме груза экспортный код плательщика (5960475) не соответствует коду, установленному договором N 210/829д от 16.02.2000 (4109660), не могут быть приняты судом.

Действительно, в представленных ООО “ММК-Транс“ квитанциях о приеме груза в графе “Плательщик“ указано ОАО “ММК“ (код 5960475).

Заявитель не является ни перевозчиком груза, ни грузоотправителем, ни экспедитором. Перевозчик-организации железной дороги присваивают ООО “ММК“, как грузоотправителю, соответствующий код плательщика. Грузоотправитель заполняет железнодорожную накладную в соответствии с Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 “Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом“. Согласно разд. II, п. 2.12 указанного Приказа - “Заполнение накладной грузоотправителем“, в графах “Плательщик“ указывается... код плательщика, присвоенный перевозчиком.

ООО
“ММК-Транс“ является экспедитором. Поскольку Правила заполнения железнодорожных документов не указывают графу, содержащую сведения об экспедиторе, заявитель поименован в низу железнодорожных квитанций, где указано “ООО “ММ* Транс“, оплата за РЖД“.

Как было указано выше, согласно дополнительным соглашениям к договору N 210829*** от 16.02.2000 код заявителя был изменен. На квитанциях о приеме груза, представленных налоговому органу в графе “Платежи взысканы на станции отправления по квитанци*** разных сборов N“ имеется запись: оплата за РЖД и СКВ ООО “ММК-Транс“ через цент*** Желдоррасчет Код 4209175 или 4204515 (т. 20, л. д. 2, 3, 4; т. 22, л. д. 2, 3; т. 21, л. д. 2, 13), в связи с чем указанный довод о несоответствии кода, указанного в договоре и квитанциях, не соответствует действительности.

Таким образом, заявитель подтвердил оказание экспедиторских услуг по перевозке груза, представил все требуемые для этого ст. 165 НК РФ документы, в связи с чем суд считает, что оснований для отказа в применении ставки 0% у ответчика не имелось.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, а не статьи 171.

Ответчик в решении ссылается на то, что согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами в соответствии с порядком, установленным подпунктами 5, 6 статьи 169 Кодекса, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. ООО “ММК-Транс“ одновременно с уточненной декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 года документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов по НДС, не представило.

В соответствии со статьями 88, 93 Кодекса ООО “ММК-Транс“ 27.01.05
выставлено требование N 18-14/1444 (по юридическому адресу) о предоставлении необходимых документов в обоснование налоговых вычетов, и повторное требование N 18-14/5758 от 09.03.2005 вручено представителю заявителя (т. 55 - представлены ответчиком в заседание).

Заявитель пояснил суду, что налоговые вычеты были заявлены заявителем в связи с применением им ставки 0%.

Законодательство о налогах и сборах обязывает налогоплательщика при применении ставки 0% представлять документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ.

Ст. 164 НК РФ не устанавливает для налогоплательщика обязанности представлять документы, подтверждающие налоговые вычеты по ст. 171 НК РФ, одновременно с налоговой декларацией по ставке 0%.

Суд считает доводы заявителя несостоятельными.

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставить налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Налоговый орган, руководствуясь п. 1 ст. 32 НК РФ, обязан подтвердить и предоставить налогоплательщику вычеты лишь при изучении документов, представление которых предусмотрено вышеуказанными нормативными актами.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и
уплаты налога.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению (ст. 54 НК РФ).

Следовательно, ст. 88 НК РФ устанавливает, что при камеральной проверке (по месту нахождения налогового органа) проводится проверка самостоятельно исчисленных налогоплательщиком сумм налога, на основании представленных налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцам при приобретении товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (ст. 172 НК РФ).

Таким образом, счета-фактуры и платежные документы служат основанием для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и в соответствии со ст. 88 НК РФ подлежат представлению к проверке как документы, на основании которых проводите проверка.

Суд, принимает во внимание и правовую позицию КС РФ, изложенную в Определении от 15.02.05 N 93-О. Конституционный Суд РФ указал, что как название ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации - “Порядок применения налоговых вычетов“, так и буквальный смысл абзаца второго ее пункта 1 позволяют сделать однозначный вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Кроме того, суд считает, что в данном случае позиция сторон об обязании налогоплательщика представлять документы по налоговым вычетам (отсутствии такой обязанности) вместе с декларацией по НДС по ставке 0 процентов не имеет значения для рассмотрения настоящего дела.

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе получить у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Из материалов дела следует, что такие требования о представлении документов заявителю направлены. Доказательства направления требования от 27.01.05 N 18-14/1444 по юридическому адресу ООО “ММК-Транс“ ответчиком представлены. В установленный ст. 93 НК РФ срок требование заявителем не исполнено. Повторное требование от 09.03.05 N 18-14/5758 получено представителем заявителя 10.03.05 (т. 1, л. д. 71), о чем имеется отметка на требовании. Получение этого требования заявителем не оспаривается. В установленный в требовании срок документы, подтверждающие налоговые вычеты, заявителем в ИФНС не представлены.

18.04.05 ответчиком в пределах установленного п. 4 ст. 176 НК РФ для проведения проверки налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, принято оспариваемое решение N 1504.

Документы, подтверждающие налоговые вычеты, представлены заявителем в ИФНС после принятия оспариваемого решения - 25.04.05, что подтверждается письмом от 20.04.05 N 700/1 (т. 22, л. д. 128 - 129).

Доводы заявителя о том, что в связи с большим объемом запрашиваемых по требованию N 5758 от 09.03.05 документов за несколько налоговых периодов заявитель обращался в Инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов (т. 1, л. д. 72, 73 - 74), не могут быть приняты судом. Письма от 07.04.2005 N 619, 616 направлены в ИФНС почти через месяц после получения требования от 09.03.05 N 18-14/5758, что свидетельствует о невыполнении налогоплательщиком в установленный срок законных требований налогового органа.

Представление суду документов, подтверждающих сумму налоговых вычетов, не может служить основанием для признания незаконным решения ИФНС N 1504 от 18.04.05 в части отказа в возмещении НДС в сумме 14809518 руб. Указанные документы налоговым органом не проверялись.

Суд не вправе проводить налоговые проверки вместо налогового органа, так как такое полномочие суду не предоставлено, в связи с чем вопрос исследования первичных документов по заявленной сумме НДС в силу ст. 176 НК РФ не является допустимым.

При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения ИФНС от 18.04.05 N 1504 в части п. 2, 3 решения и требования об обязании ИФНС N 4 возместить ООО “ММК-Транс“ путем зачета НДС в размере 14809518 руб. за январь 2004 г. у суда не имеется.

Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии со ст. 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, ст. ст. 164, 165, 176 п. 4 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение ИФНС России N 4 по г. Москве от 18.04.05 N 1504 “Об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость ООО “ММК-Транс“, в части п. 1 решения, как не соответствующее ст. ст. 164, 165 НК РФ.

В удовлетворении остальной части заявления ООО “ММК-Транс“ отказать.

Возвратить ООО “ММК-Транс“ из федерального бюджета госпошлину 1000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.