Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4156 Поскольку обстоятельства о формировании налоговой базы по НДС по договору транспортной экспедиции судом не исследовались, дело по иску о признании недействительным решения налогового органа направлено на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 декабря 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/4156“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 15.08.2005 по делу N А73-5284/2005-12 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Дальлестранс“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения N 12-14/112/405 от 24.05.2005.

Общество с ограниченной ответственностью “Дальневосточная лестранссервисная компания“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к
Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения N 12-14/112/405 от 24.05.2005.

Решением суда от 15.08.2005 требования налогоплательщика удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным со ссылкой на неправомерность отказа в применении налоговой ставки “0“ процентов.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке не проверялись.

На вступивший в законную силу судебный акт Межрайонной ИФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю подана кассационная жалоба, в которой налоговый орган просил состоявшийся по делу судебный акт отменить, дело передать на новое рассмотрение.

Заявленные требования мотивированы тем, что реализуемые обществом услуги не включены в перечень услуг, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представители общества против доводов кассационной жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте.

Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.

Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, УФНС России по Хабаровскому краю проведена камеральная проверка представленных ООО “Дальневосточная лестранссервисная компания“ уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2005 года, по результатам которой налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость N 12-14/112/405 от 24.05.2005. Решением налогового органа налогоплательщику отказано в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в
сумме 3768430 рублей и отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1753298 рублей, в том числе с авансов и предоплаты в сумме 1562295 рублей.

Общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, а не подпункт 1 пункта 2.

Суд, признавая решение налогового органа недействительным, сослался на отсутствие законных оснований для отказа налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов. При этом суд указал, что осуществляемая обществом на основании лицензии по перевозке грузов железнодорожным транспортом ПГ N 2700198 и во исполнение принятых на себя обязательств по договорам транспортной экспедиции деятельность отнесена пп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации к иным подобным работам, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемых российскими перевозчиками, а также иных подобных работ (услуг).

К иным подобным работам и услугам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся работы и услуги по погрузке, перегрузке, разгрузке, сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке экспортируемых товаров, выполняемые российскими перевозчиками либо иными лицами.

К российским перевозчикам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, относятся организации,
являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в соответствии со статьями 83, 84 Кодекса и непосредственно занимающиеся перевозкой грузов.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ от 10.01.2003 N 17-ФЗ перевозчик обязан иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом видов деятельности при осуществлении перевозок грузов.

Как следует из материалов дела, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Письмом от 06.10.2004 N 27/473 (том 1 л. д. 63) уведомила генерального директора ООО “Дальневосточная лестранссервисная компания“ о принятом решении по результатам рассмотрения заявления для получения лицензии и выдаче лицензии после представления в лицензирующий орган доказательств оплаты лицензионного сбора.

Однако на дату проведения камеральной проверки лицензия на осуществление деятельности, связанной с перевозкой грузов, налогоплательщиком в налоговый орган не представлена, отсутствует она и в материалах дела.

Следовательно, вывод суда об осуществлении налогоплательщиком в проверяемый период транспортных перевозок на основании лицензии не подтверждается материалами дела, в связи с чем ссылка суда на статью 157 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающую особенности определения налоговой базы и особенности уплаты НДС при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи, неправомерна.

Далее, как следует из материалов дела и установлено судом, общество, являясь компанией - оператором МПС РФ, за вознаграждение оказывало предприятиям-экспортерам услуги по предоставлению подвижного состава для перевозки леса и лесоматериалов на экспорт на условиях 100% предварительной оплаты экспортерами провозной платы. В соответствии с условиями заключенных договоров компания-оператор приняла на себя обязательства по оформлению телеграммы ДЦФТО, подтверждающей (разрешающей) отгрузку груза со станции отправления до станции назначения,
по информированию клиента о номерах телеграфных разрешений на погрузку, по оплате железнодорожных перевозок грузов клиента от своего имени.

Судом оказываемые обществом услуги квалифицированы как экспедиторские, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

Между тем судом не учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности“ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Учитывая изложенное, расходы, осуществленные экспедитором в интересах клиента (клиентов) при исполнении договора (договоров) транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, оказывающим погрузочно-разгрузочные работы, подлежат возмещению клиентом (клиентами) и в соответствии с пунктом 9 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации налогоплательщиками услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, без включения налога на добавленную стоимость.

В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанную норму Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, должны определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения.

Как следует из оспариваемого решения налогового органа, стоимость оказанных услуг формировалась как провозная плата и агентское вознаграждение.

При рассмотрении спора данные обстоятельства не исследовались, в связи с чем вывод суда о правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС на сумму реализации 3768430 рублей
и праве налогоплательщика на налоговые вычеты в сумме 1753298 рублей нельзя признать обоснованным.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, дать оценку доказательствам, представленным налоговым органом, проверить доводы общества и с учетом требований актов, регулирующих спорные правоотношения, разрешить спор и разрешить вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.08.2005 по делу N А73-5284/2005-12 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.