Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4721 Правомерно удовлетворено требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности, поскольку материалами дела подтвержден факт перевозки пассажиров без паспорта на маршрут, без графика (расписания) движения, без схемы маршрута с указанием опасных участков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 декабря 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/4721“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 19.09.2005 по делу N А73-11470АП/2005-20 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора (далее - Управление; административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя
Ф.И.О. (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 19.09.2005 заявленные требования удовлетворены, предприниматель Серган С.А. привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб., при назначении наказания суд учел то обстоятельство, что последний в 2005 году неоднократно привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения. Суд пришел к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена названной выше статьей КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда, предприниматель заявил кассационную жалобу, поддержанную его представителями в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права, а именно: пункта 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении“ и статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, утративших силу. Предприниматель также полагает, что ссылка суда на решение Хабаровской городской Думы от 16.07.2002 N 231 “Об утверждении положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске“ несостоятельна, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению гражданско-правовых отношений. По мнению заявителя жалобы, административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, так как распоряжение о проведении контрольных мероприятий ему не предъявлялось.

Представитель Управления в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонила и просила принятый по делу судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и
процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела, предприниматель Серган С.А. (свидетельство о государственной регистрации от 30.10.2003 N 304272508900081) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 пассажиров, на основании лицензии АСС-27-034125 от 17.09.2004, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции.

Согласно распоряжениям от 02.08.2005 N 07-319, от 04.08.2005 N 07-326, от 09.08.2005 N 07-338, от 16.08.2005 N 7-348 и от 18.08.2005 N 07-352, государственными инспекторами Управления совместно с инспекторами ГИБДД проведены проверки деятельности предпринимателя Сергана С.А. по вопросам соблюдения правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом, соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность автомобильного транспорта, обеспечения безопасности дорожного движения и экологических требований при эксплуатации автомобильного транспорта, по результатам которых составлены акты проверок от 05.08.2005 N 228, от 17.08.2005 N 235, от 18.08.2005 N 236, от 19.08.2005 NN 238, 239, 240, 242, 243 и от 26.08.2005 N 246.

26.08.2005 в отношении предпринимателя Сергана С.А. составлен протокол N 268 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что на автобусах ПАЗ-3205, принадлежащих предпринимателю, осуществлялись перевозки пассажиров по маршруту N 333-с без паспорта на маршрут, без графика (расписания) движения, без схемы маршрута с указанием опасных участков, утвержденных в установленном законодательством порядке. Материалы проверки направлены административным органом в арбитражный суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы административного производства и правильно установив фактические обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о том, что предприниматель осуществлял перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий и привлек
предпринимателя Сергана С.А. к административной ответственности по указанной выше статье Кодекса. При этом суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (с изменениями и дополнениями), одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом определяются в выдаваемой лицензии и регламентированы Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402. В силу требований настоящего Положения, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по обеспечению безопасности движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.

Согласно пунктам 2.1, 4.1, 5.4 названного Положения, обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в использовании для перевозки подвижного состава, зарегистрированного в органах ГИБДД, прошедшего в установленном порядке государственный технический осмотр; обеспечении водителей необходимыми путевыми документами, в том числе графиками движения установленной формы.

Аналогичная обязанность предусмотрена в пункте 5.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, согласно которому владельцы
автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.

В соответствии со статьей 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта. Последнее в равной степени относится и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанный вид деятельности, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией Российской Федерации.

В силу статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что организация пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного самоуправления. При этом нормы Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ и Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1, касающиеся предмета ведения органов местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Таким образом, исходя из толкования вышеназванных правовых норм, графики движения автобусов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - перевозчиков утверждаются по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.

На основании решения Хабаровской городской Думы от
16.07.2002 N 231 “Об утверждении положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске“ составление, утверждение паспортов, схем маршрутов и графиков движения местного транспорта возложено на Администрацию г. Хабаровска.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, а именно: актами проверок от 05.08.2005 N 228, от 17.08.2005 N 235, от 18.08.2005 N 236, от 19.08.2005 NN 238, 239, 240, 242, 243 и от 26.08.2005 N 246, протоколом от 26.08.2005 N 268, на автобусах ПАЗ-3205, принадлежащих предпринимателю Сергану С.А., осуществлялись перевозки пассажиров при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке паспорта маршрута, графика (расписания) движения и без схемы маршрута с указанием опасных участков.

Поэтому вывод суда о доказанности материалами дела вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ, признается судом кассационной инстанции правомерным.

Деятельность предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, поэтому подлежит лицензированию и предусматривает выполнение лицензиатами условий и требований осуществления пассажирских перевозок и безопасности движения.

Доводы заявителя кассационной жалобы относительно нарушения Управлением требований статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правильно отклонены в связи с неприменением указанного Федерального закона к возникшим правоотношениям.

Поскольку выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые отношения, и судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, то обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, а кассационную жалобу предпринимателя Сергана С.А. следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.09.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11470АП/2005-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.