Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4557 Сумма излишне уплаченного налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика либо возврату налогоплательщику.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 декабря 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/4557“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края на решение от 31.08.2005 по делу N А51-11358/05-10-315 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Петра-Восточный“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края, 3-е лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Находке Приморского края, о признании незаконным отказа налогового органа
в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 176800 руб.

Общество с ограниченной ответственностью “Петра-Восточный“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее - Инспекция; налоговый орган) в возврате излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 176800 руб.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Находке Приморского края (далее - Управление Пенсионного фонда).

Решением суда от 31.08.2005 отказ налогового органа признан незаконным как не соответствующий статье 78 Налогового кодекса РФ.

Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и производство по делу прекратить на том основании, что заявленные требования предъявлены ненадлежащему ответчику. Налоговый орган полагает, что поскольку порядок возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до настоящего времени не определен, то произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов страхователям должен страховщик - Пенсионный фонд РФ, а Федеральная налоговая служба РФ осуществляет лишь контрольные функции.

Представитель ООО “Петра-Восточный“ в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонил и просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Инспекция и Управление Пенсионного фонда надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены принятого по делу решения суда исходя
из следующего.

Как видно из материалов дела, 10.03.2005 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете ошибочно уплаченных в январе и феврале 2005 года на коды бюджетной классификации (далее - КБК): 182 1 02 02030 06 1000 160 в сумме 156000 руб. и 182 1 02 02040 06 1000 160 в сумме 20800 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговый орган письмом от 22.03.2005 N 04/10950 отказал в зачете и сообщил, что переплата может быть возвращена налогоплательщику, согласно его заявлению, на расчетный счет.

28.03.2005 ООО “Петра-Восточный“ обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате суммы переплаты по страховым взносам, образовавшейся ввиду неправильного указания кодов бюджетной классификации. Письмом от 24.06.2005 N 04/27168 налоговый орган отказал Обществу в возврате излишне уплаченных сумм со ссылкой на то, что вопросы, связанные с выплатой страховых взносов, направленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ, также указав, что страховые взносы, согласно статье 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), не являются налоговыми платежами.

04.07.2005 налогоплательщик обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и получил ответ от 07.07.2005 N 05/4237 о том, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и к данным правоотношениям подлежит применению статья 78 Налогового кодекса РФ, предусматривающая зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора и пени.

Не согласившись с отказом
налогового органа, ООО “Петра-Восточный“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд, признавая незаконным отказ Инспекции, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследовав и оценив все представленные в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами, на которые статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ возложен контроль за уплатой названных страховых взносов. Кроме того, суд сослался на приложение 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“, согласно которому Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.

При этом суд правомерно руководствовался пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени, определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Кроме того, пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, а именно: платежными поручениями от 13.01.2005 N 13 на сумму 12300 руб., N 14 - 76600 руб., от 07.02.2005 N 127 - 8500 руб., N 128 - 79400 руб.; справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от
27.06.2005 N 16972; актом сверки расчетов страхователя с органом Пенсионного фонда РФ от 11.07.2005; реестром учета платежей страхователей за период с 01.01.2005 по 11.07.2005, у ООО “Петра-Восточный“ имеется переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии в сумме 176800 руб.

Таким образом, вывод суда о правомерности требований Общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в названной выше сумме и, соответственно, о признании незаконным отказа Инспекции признается судом кассационной инстанции обоснованным.

Доводы заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, следует отклонить, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.

Остальные доводы жалобы подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу изложенного выше.

Таким образом, основания для отмены решения суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.08.2005 по делу N А51-11358/05-10-315 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.