Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.12.2005 N Ф03-А51/05-1/3916 Иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии, правомерно удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 декабря 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/3916“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 09.06.2005, постановление от 24.08.2005 по делу N А51-1052/05-13-18 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения “Теплосбыт“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации г. Артема,
третье лицо: Финансовое управление Администрации г. Артема, о взыскании 2684737,55 руб.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Артемовского филиала “Теплосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации г. Артема о взыскании 2684737,55 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате тепловой энергии в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Финансовое управление Администрации г. Артема.

До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер заявленных исковых требований до 2587064,32 руб.

Решением от 09.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ “О ветеранах“, не выделялись.

Не согласившись с решением от 09.06.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот,
который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, между ОАО “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения “Теплосбыт“ и Администрацией г. Артема заключен договор N 166-Д от 24.06.2003 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате отопления в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

Во исполнение указанного договора в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ ОАО “Дальэнерго“ за счет собственных средств в 2004 году предоставило льготы ветеранам по оплате тепловой энергии.

В связи с предоставлением указанных льгот истец понес убытки в сумме 2587064,32 руб., не возмещенные государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Так, статьей 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое
назначение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов введения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка
формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ не утверждались так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2004 год“ из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот по оплате теплоснабжения в бюджет муниципального образования г. Артем запланировано 21468 тыс. руб. на реализацию ФЗ “О ветеранах“.

Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Артема, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2587064 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1052/05-13-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.