Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.11.2005 N Ф03-А59/05-2/3903 Дело по заявлению о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС передано на новое рассмотрение, поскольку выводы суда о наличии у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов, а также о надлежащем оформлении представленных счетов-фактур сделаны по неполно выясненным обстоятельствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 ноября 2005 года Дело N Ф03-А59/05-2/3903“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области на решение от 26.05.2004, постановление от 29.07.2005 по делу N А59-1208/05-С5 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению закрытого акционерного общества “Сахалинморнефтегаз - АМК“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о признании незаконным решения налогового органа.

Закрытое акционерное общество “Сахалинморнефтегаз - АМК“ обратилось в Арбитражный суд
Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 13.01.2005 N 10-07/47 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость за ноябрь 2001 года в размере 12801 рубля.

Решением суда от 26.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2005, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить, обществу в удовлетворении требований отказать.

Требования мотивированы тем, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению налогового органа, поддержанного его представителем в судебном заседании, при отсутствии в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик не имеет права на вычет в этом налоговом периоде сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), поскольку налоговые вычеты осуществляются не ранее того отчетного периода, в котором возникает налоговая база по НДС.

Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения представителей сторон по делу, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, 14.09.2004 закрытым акционерным обществом “Сахалинморнефтегаз - АМК“ была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2001 года и заявление о возврате из федерального бюджета НДС в сумме 12801 рубля. При камеральной проверке налоговым органом было установлено, что налогоплательщиком
в налоговой декларации отражены налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, в сумме 12801 рублей при отсутствии реализации товаров (работ, услуг).

По результатам проверки налоговым органом принято решение N 10-07/47 от 13.01.2005 об отказе в возмещении (зачете) сумм налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании решения недействительным.

Суд, удовлетворяя требования ЗАО “Сахалинморнефтегаз - АМК“, посчитал применение налогового вычета правомерным, поскольку товары (работы, услуги) были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС. При этом суд признал доказанным факт приобретения и принятия данных услуг к учету, их оплату, а также отсутствие нарушений в счетах-фактурах.

Данные выводы являются необоснованными, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 172 Кодекса налоговые вычеты. При этом пункт 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Из пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что
вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно Уставу ЗАО “Сахалинморнефтегаз - АМК“ является юридическим лицом, основными видами деятельности которого являются освоение морских месторождений нефти, газа и конденсата; поиск, разведка, разработка и эксплуатация месторождений углеводородного сырья, руд и других полезных ископаемых на континентальном шельфе о. Сахалин, их добыча и переработка.

Перечень и порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов определен в статьях 261 и 325 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 261 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на освоение природных ресурсов отнесены расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых; расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ; расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам.

Из пункта 2 части 2 статьи 325 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, относятся к общим расходам, а расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ - к расходам, относящимся к отдельным частям территории осваиваемого участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 325 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются по каждому создаваемому объекту основных
средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что при осуществлении деятельности, связанной с освоением природных ресурсов, к налоговым вычетам могут быть приняты суммы НДС по тем расходам, которые возможно классифицировать и соотнести с требованиями статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, что обеспечивается ведением бухгалтерского и налогового учета.

Из материалов дела следует, что у ЗАО “Сахалинморнефтегаз - АМК“ в октябре 2001 года имелись расходы. Для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов закрытым акционерным обществом “Сахалинморнефтегаз - АМК“ представлены счета-фактуры N АМК-007 от 31.10.2001 на сумму 6130,56 рубля за хранение груза на открытой площадке, N АМК-210/10 2001 от 31.10.2001 на сумму 69450,41 руб. за предоставление специалиста в исполнительную группу проекта разработки Астраханской морской структуры и копии платежных документов NN 00035, 00036 от 12.11.2001. Документы, подтверждающие оказание услуг, их учет и соответствующую классификацию, в материалах дела отсутствуют.

В связи с чем вывод суда о праве налогоплательщика на сумму заявленных налоговых вычетов нельзя признать обоснованным.

Нельзя согласиться и с выводами суда о надлежащем оформлении счетов-фактур, поскольку в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах не указаны номера и даты платежных документов, а в счет-фактуре N АМК-210/10 2001 от 31.10.2001 на сумму 69450,41 руб. отсутствуют расшифровки подписей руководителя организации и главного бухгалтера.

Кроме того, заявление ЗАО “Сахалинморнефтегаз - АМК“ о возврате сумм НДС подписано заместителем генерального директора ЗАО “Сахалинские проекты“, а заявление о признании незаконным решения МРИ ФНС РФ N 1 от 13.01.2005 N 10-07/47 - генеральным директором ЗАО “Сахалинские проекты“. Полномочия лиц на совершение данных процессуальных действий судом не
проверены, доверенности в материалах дела отсутствуют. Содержащийся в материалах дела договор об оказании услуг по управлению хозяйственным обществом N 06/03-00 от 26.01.2000 полномочий на подписание исковых заявлений лицу, его подписавшему, не предоставляет.

При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований считать действия ЗАО правомерными и признать решение инспекции недействительным.

При новом рассмотрении суду следует проверить полномочия лиц, действующих от имени ЗАО, порядок отражения расходов, по которым заявлены налоговые вычеты в бухгалтерском учете, и с учетом установленного разрешить спор и вопрос по распределению расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.05.2004, постановление от 29.07.2005 по делу N А59-1208/05-С5 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.