Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.11.2005 N Ф03-А51/05-1/3633 Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 ноября 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/3633“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 11.04.2005, постановление от 04.07.2005 по делу N А51-1042/2005-27-32 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения “Теплосбыт“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации г. Артема,
третьи лица: Финансовое управление Администрации г. Артема, Управление социальной защиты населения Администрации г. Артема, о взыскании 2032,79 руб.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения “Теплосбыт“ обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации г. Артема о взыскании убытков в сумме 2505,76 руб., возникших в результате предоставления льгот по оплате тепловой энергии гражданину Пономаренко Н.П. в соответствии с Федеральным законом “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ в период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Администрации г. Артема, Управление социальной защиты населения Администрации г. Артема.

Решением от 11.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, выделялись не в полном объеме. В иске к остальным отказано.

Не согласившись с принятыми по делу решением от 11.04.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на
то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот в соответствии с ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, так как они финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.

Приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ выполнило свои обязательства, поскольку денежные средства, предусмотренные в Фонде компенсаций на реализацию рассматриваемого Закона, распределены по субъектам РФ в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, в период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года ОАО “Дальэнерго“ в лице Артемовского отделения “Теплосбыт“ предоставляло льготы за счет собственных средств по оплате тепловой энергии гражданину Пономаренко Н.П. на основании Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“.

Всего за указанный период истец предоставил льготы на сумму 2505,76 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.

В связи с невозмещением органами государственной власти и органами местного самоуправления истцу указанных расходов у последнего образовались убытки, о взыскании которых заявлены настоящие требования в порядке статей 16, 1069 Гражданского кодекса
Российской Федерации.

Удовлетворяя требования ОАО “Дальэнерго“ за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 7 ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ от 09.01.1997 N 5-ФЗ, предусматривающей возмещение расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 333 установлен порядок финансирования указанного Закона за счет средств бюджетов субъектов с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.

Таким образом, вывод суда о том, что возмещение расходов на реализацию ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ осуществляется за счет средств федерального бюджета, является правомерным.

Согласно статьям 72, 76 Конституции РФ и статье 9 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“, раздел полномочий РФ и субъектов в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“, а также Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе бюджетного федерализма на период до 2005 года“ ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Кроме того, статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что обеспечение реализации решений федеральных органов государственной
власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов других уровней, финансируются исключительно из федерального бюджета.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 4 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ, а также пункту 5 статьи 4, статье 38 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ на органы местного самоуправления может быть возложена ответственность за неисполнение федеральных законов только в том случае, если им одновременно с наделением полномочий Российской Федерации переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.

В соответствии с федеральными законами “О федеральном бюджете на 2003 год“, “О федеральном бюджете на 2004 год“ финансирование текущих расходов по реализации ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ осуществляется из Фонда компенсаций.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Закон Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2003 год“ принят 08.06.2004, а не 12.08.2003 и имеет номер 115-КЗ, а не 68-КЗ.

Как следует из Закона Приморского края “Об исполнении краевого бюджета на 2003 год“ от 12.08.2003 N 68-КЗ, поступившие из Фонда компенсаций в 2003 и 2004 годах в сумме 330 тыс. руб. и 786 тыс. руб. соответственно распределены в полном объеме между муниципальными образованиями, в том числе МО г. Артем. Однако объем передаваемых средств не покрывает расходы предприятий на предоставление льгот.

Доказательств нецелевого использования субъектом Федерации указанных денежных средств в деле не имеется.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению
вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Артема, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2505,76 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.04.2005, постановление от 04.07.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1042/05-27-32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.