Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2005 N Ф03-А73/05-1/3315 Иск о взыскании суммы убытков от предоставления льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг правомерно удовлетворен за счет казны субъекта РФ и казны муниципального образования, поскольку субсидии из соответствующих бюджетов не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 01 ноября 2005 года Дело N Ф03-А73/05-1/3315“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 1 ноября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 08.04.2005, постановление от 14.06.2005 по делу N А73-8887/2004-51 (АИ-1/590/05-37) Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального унитарного предприятия “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам в г. Николаевске-на-Амуре“ к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, Финансовому отделу Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края о взыскании 4342323,82 руб.

Муниципальное унитарное предприятие “Служба заказчика
по жилищно-коммунальным услугам в г. Николаевске-на-Амуре“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов по Хабаровскому краю, Финансовому отделу Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 4342323,82 руб., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в период с января 2002 года по май 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“.

До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил период взыскания с января 2002 года по декабрь 2004 года и сумму иска - 3920069,88 руб.

Определением от 04.04.2005 исковые требования за 2003 год выделены в отдельное производство.

Решением от 08.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2005, исковые требования о взыскании убытков за 2002 год удовлетворены в сумме 1901999,43 руб. за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края; за 2004 год - 962139,96 руб. с казны МО г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края в лице Финансового отдела Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края.

Не согласившись с принятыми по делу решением от 08.04.2005, постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2005, в части взыскания 1901999,43 руб. Министерство финансов Хабаровского края в своей кассационной жалобе просит их отменить в этой части как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“ и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они
не устанавливают источником финансирования указанных расходов средства субъекта РФ и федерального бюджета.

Представители Министерства финансов РФ, МУП “Управляющая компания по ЖКХ г. Николаевска-на-Амуре“ выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам в г. Николаевске-на-Амуре“ в 2002, 2004 годах предоставляло гражданам г. Николаевска-на-Амуре субсидии по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом N 4218-1 от 24.12.1992 “Об основах федеральной жилищной политики“, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999.

Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных истцом расходов в сумме 4342323,82 руб. заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Так, статьей 15 Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета.

Согласно статье 15.4 Закона возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из
бюджетов субъектов РФ.

В соответствии со статьей 59 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации названных расходов.

Статья 132 Конституции РФ и статья 28 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Материалами дела установлено, что в 2002 году краевому бюджету из федерального бюджета на компенсацию данных расходов выделено 85 млн. руб., субсидий - 417 млн. руб. Из краевого бюджета выделено 271 млн. руб.

Поскольку вышеуказанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.

Таким образом, судебные акты приняты Арбитражным судом Хабаровского края в соответствии с нормами процессуального и материального права и оснований к их отмене не имеется.

В остальной части судебные акты являются законными и обоснованными и не обжаловались сторонами.

Руководствуясь
статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.04.2005, постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8887/2004-51 (АИ-1/590/05-37) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.