Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2005 N Ф03-А51/05-1/3328 Правомерно иск о взыскании затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, удовлетворен за счет средств федеральной казны, так как в спорный период денежные средства на компенсацию таких расходов из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 01 ноября 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/3328“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 25.05.2005, постановление от 20.07.2005 по делу N А51-9850/04-5-257 Арбитражного суда Приморского края по иску Лазовской квартирно-эксплуатационной части Квартирно-эксплуатационного управления Дальневосточного военного округа к Администрации муниципального образования г. Дальнереченск, Финансовому управлению Администрации муниципального образования г. Дальнереченск, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов
РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 64062 руб. 38 коп.

Лазовская квартирно-эксплуатационная часть Квартирно-эксплуатационного управления Дальневосточного военного округа обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Дальнереченск, Финансовому управлению Администрации муниципального образования г. Дальнереченск, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 64062 рублей 38 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с июня по ноябрь 2003 года (с учетом уточненных требований).

Решением суда от 25.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2005, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взысканы убытки в сумме 64062 руб. 38 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, не выделялись.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет
средств краевого бюджета.

Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“, что подтверждается Законом Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ “О краевом бюджете на 2003 год“.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы жалобы отклонил и просил оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.

Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, истец в течение 2003 года предоставлял льготы ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.

Сумма не компенсированных истцу выпадающих доходов составила 64062 руб. 38 коп.

Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Дальнереченска и бюджета Приморского края, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов им из федерального бюджета не выделялись.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 28.08.1995 имеет номер 154-ФЗ, а не 154.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД
Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных истцом при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке
межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.

При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, определено Министерство финансов РФ.

Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ “О ветеранах“ из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ N 176-ФЗ от 24.12.2002.

Не предусмотрены они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Приложением 4 к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ “О краевом бюджете на 2003 год“ предусмотрена передача МО г. Дальнереченск государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в сумме 5753 тыс. рублей, из них на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг 4655 тыс. руб.

Муниципальным образованием г. Дальнереченск денежные средства получены в полном объеме и распределены по целевому назначению на основании Закона Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2003 год“.

Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом
расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.05.2005 и постановление от 20.07.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9850/04-5-257 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.