Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.10.2005 N Ф03-А04/05-2/3227 Представление искаженной информации об объемах поступления этилового спирта посягает на установленный режим государственного регулирования его оборота, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 октября 2005 года Дело N Ф03-А04/05-2/3227“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области на решение от 25.04.2005, постановление от 07.06.2005 по делу N А04-1687/05-5/167 Арбитражного суда Амурской области по заявлению открытого акционерного общества “Амурэнерго“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2005 N 48.

Открытое акционерное общество “Амурэнерго“ (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2005 N 48 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган), которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 30000 рублей.

Решением суда от 25.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2005, заявленные требования удовлетворены в полном объеме на том основании, что налоговым органом нарушен двухмесячный срок привлечения лица, виновного в совершении административного правонарушения, к административной ответственности. Кроме того, суд установил, что инспекцией по налогам и сборам не учтены требования административного законодательства, предъявляемые к вынесению определения о возбуждении дела об административном правонарушении, проведению административного расследования, составлению протокола об административном правонарушении.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган заявил кассационную жалобу, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы не согласен с выводами суда о том, что заявление искаженной информации при подаче декларации об объемах использования этилового спирта за 2004 год, не относится к правонарушениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах. В этой связи судом сделан ошибочный вывод о том, что совершенное обществом правонарушение не относится к длящимся, поскольку исходя из положений пункта 1 статьи 1.1 КоАП РФ, Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ не относится к законодательству об административных правонарушениях и глава 15 настоящего
Кодекса, на основании статьи 15.13 которой общество привлечено к административной ответственности, содержит составы административных правонарушений, в том числе в области налогов и сборов. Таким образом, судом неправомерно не признано, что совершенное юридическим лицом правонарушение носит длящийся характер и срок, в течение которого виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, составляет один год.

В отзыве на кассационную жалобу общество и его представители в судебном заседании кассационной инстанции отклонили доводы жалобы, считают обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.

Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда кассационной инстанции явку своего представителя не обеспечил.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, заслушав мнение представителей общества, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела, 11.01.2005 общество подало в налоговый орган декларацию об объемах поступления этилового спирта, в том числе денатурированного, за 2004 год.

В ходе проведения проверки по вопросу достоверности сведений, отраженных в вышеуказанной декларации, инспекцией по налогам и сборам установлено, что расход спирта технического этилового в соответствии с выданной квотой занижен на 0,0015 тыс. дал., а также занижен остаток на 01.01.2005 на 0,0253 тыс. дал.

Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 09.03.2005 N 25-17, на основании которого налоговым органом вынесено определение от 14.03.2005 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По результатам контрольных мероприятий инспекцией установлено, что сведения в представленной декларации за 2004 год не соответствуют данным бухгалтерского учета, что является нарушением
положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

В этой связи административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 21.03.2005 N 44 и вынесено постановление от 30.03.2005 N 48 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене ненормативного акта налогового органа.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из того, что налоговым органом пропущен срок вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ.

Согласно статье 15.13 КоАП РФ, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В силу статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота. Порядок представления указанных деклараций определяется Правительством Российской Федерации.

При этом статьей 26 настоящего Закона установлен запрет для искажения и (или) непредставления в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта либо алкогольной продукции.

Согласно пункту 10 Положения о декларировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564 и принятого в развитие вышеназванного Федерального закона, декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов и об объемах поставки этилового спирта, в том числе денатурированного, алкогольной продукции и виноматериалов, представляются ежеквартально нарастающим итогом и в целом за год в 10-дневный срок после окончания отчетного периода.

При этом данное Положение содержит форму и определяет порядок, а также сроки представления декларации об объемах оборота этилового спирта.

Включение в декларацию заведомо искаженных данных, в том числе об объемах поступления этилового спирта, является основанием для привлечения к ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд обеих инстанций правильно установил, что в представленной обществом декларации содержится искаженная информация об объемах поступления этилового спирта, в том числе денатурированного, за 2004 год.

Факт совершенного правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.

Между тем, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что налоговым органом пропущен срок для привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого обществу административного правонарушения.

Представление искаженной информации об объемах поступления этилового спирта посягает на установленный Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ режим государственного регулирования в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.

Согласно данной правовой норме постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что декларация
об объемах поступления этилового спирта с искаженными данными представлена предприятием 11.01.2005, то есть срок, установленный в пункте 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истекает 10.03.2005.

Поскольку постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 30.03.2005, суд обоснованно признал двухмесячный срок давности пропущенным налоговым органом, так как в силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Несостоятелен довод заявителя жалобы о том, что данное правоотношение регулируется законодательством о налогах и сборах и срок для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности составляет один год, так как состав вменяемого правонарушения содержится в главе 15 КоАП РФ.

Исходя из общих принципов права, когда одни и те же правоотношения регулируются общими и специальными нормами, то применяются специальные нормы права.

Законодательство Российской Федерации о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит в том числе из Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, который является правовым актом прямого действия. При этом данный Закон является специальным законом, регламентирующим отношения в отдельной области оборота этилового спирта, а положения статьи 15.13 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушения настоящего Федерального закона, так как отношения по поводу оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции вытекают из административных правоотношений.

Поскольку его нормы не утратили силу после принятия Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, суд обоснованно применил к спорным правоотношениям вышеназванный Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

Таким образом, арбитражным судом обеих инстанций правильно удовлетворены заявленные обществом требования по настоящему делу, и поэтому доводы
заявителя кассационной жалобы признаются несостоятельными.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.04.2005, постановление апелляционной инстанции от 07.06.2005 по делу N А04-1687/05-5/167 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.