Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2005 N Ф03-А51/05-1/2798 Расходы, связанные с предоставлением льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеют целевое назначение, в связи с чем такие средства являются средствами федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 октября 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/2798“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 25.03.2005, постановление от 24.05.2005 по делу N А51-11584/2004-13-250 Арбитражного суда Приморского края по иску муниципального учреждения “Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству и объектам муниципальной собственности г. Уссурийска и Уссурийского района“ к Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству
финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 15632732 руб. 86 коп.

Муниципальное учреждение “Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству и объектам муниципальной собственности г. Уссурийска и Уссурийского района“ (далее - МУ “СЗ по ЖКХ“) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 15632732 руб. 86 коп. выпадающих доходов, связанных с предоставлением в период с января по декабрь 2003 года гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании договора от 01.01.2002 N 8 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг по ремонту лифтов и пользование коллективной телевизионной антенной в соответствии с ФЗ РФ “О ветеранах“.

Решением суда от 25.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2005, исковое требование удовлетворено за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.

Законность принятых по делу решения и постановления проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что судом не приняты во внимание положения действующего законодательства, в соответствии с которыми возникшие у истца убытки возмещаются исключительно за счет субъекта РФ, независимо от вида жилищного фонда.

Истец в отзыве на жалобу доводы УФК по Приморскому краю отклонил и просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в
рассмотрении кассационной жалобы не участвовали, другие ответчики отзывы на жалобу не представили.

При проверке законности обжалованных судебных актов установлено, что они отмене или изменению не подлежат по следующим основаниям.

Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с января по декабрь 2003 года льгот в виде 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании договора от 01.01.2002 N 8 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг по ремонту лифтов и пользование коллективной телевизионной антенной в соответствии с ФЗ РФ “О ветеранах“, заключенного между Администрацией муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района и истцом, в результате чего последний понес расходы в размере 15632732 руб. 86 коп., которые до настоящего времени не компенсированы.

Факты предоставления льгот гражданам в заявленном объеме подтверждаются материалами дела и ни одной из сторон не оспариваются.

Рассматривая дело, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в статье 10 ФЗ РФ “О ветеранах“ указано, что расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение, следовательно, средства на реализацию указанных льгот являются средствами федерального бюджета.

В судах первой и апелляционной инстанций исследованы документы по финансированию муниципального образования и субъекта РФ на указанные нужды и установлено, что до настоящего времени Ф.И.О. не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.

Кроме того, исходя из положений ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2003 год“ расходы на реализацию ФЗ РФ “О ветеранах“ в
составе расходов федеральных бюджетов на 2001 - 2003 годы не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Между тем в соответствии с Законом Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ “О краевом бюджете на 2003 год“ в бюджет муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района передано из краевого бюджета 20094 тыс. руб. на реализацию ФЗ “О ветеранах“ (приложение N 4), в том числе 13491 тыс. руб. на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, материалами дела подтверждается выделение средств в бюджет муниципального образования, которое в полном объеме распределило поступившие средства между организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, пропорционально понесенным расходам. Указанные обстоятельства также не оспариваются ни одной из сторон.

Вместе с тем объем переданных средств не покрывает расходы предприятия на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ РФ “О ветеранах“.

На основании изложенного, а также исходя из ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, статей 125, 1069, 1071 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ РФ “О ветеранах“, из федерального бюджета в спорный период не выделялись, а полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью и нецелевое использование этих денежных средств не доказано, сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации и надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.03.2005, постановление от 24.05.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу
N А51-11584/2004-13-250 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.