Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.09.2005 N Ф03-А73/05-2/2974 Правомерно признано законным требование таможни об уплате таможенных платежей и пени, так как судом установлено, что перемещенный заявителем самолет не соответствовал статусу товара, в отношении которого подлежал применению режим свободной торговли.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 сентября 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/2974“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Дальавиа“ на решение от 02.03.2005, постановление от 25.05.2005 по делу N А73-14312/2004-29 (АИ-1/356/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению федерального государственного унитарного предприятия “Дальавиа“ к Хабаровской таможне о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей N 97 от 03.08.2004 и взыскании 1056169 руб. 38 коп.

Федеральное государственное унитарное предприятие “Дальавиа“ (далее - ФГУП “Дальавиа“, предприятие) обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным требования Хабаровской таможни (далее - таможня) об уплате таможенных платежей от 03.08.2004 N 97 и взыскании с таможни незаконно списанной суммы 1056169,38 руб., составляющей таможенную пошлину и пени.

Решением суда от 02.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что таможня на законных основаниях посчитала ФГУП “Дальавиа“ обязанным уплатить таможенную пошлину, поскольку перемещенный на таможенную территорию Российской Федерации предприятием самолет не соответствовал статусу товара, в отношении которого подлежал применению режим свободной торговли в соответствии с Соглашением стран СНГ от 15.04.1994 “О создании зоны свободной торговли“ (далее - Соглашение от 15.04.1994).

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие подало кассационную жалобу, в которой суду кассационной инстанции предложено их отменить и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителями ФГУП “Дальавиа“, сводятся к тому, что, по мнению заявителя, судебными инстанциями неправильно истолкованы положения Соглашения от 15.04.1994.

Полагая, что по смыслу статьи 3 этого Соглашения ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации товар после ремонта, произведенного на таможенной территории Узбекистана, соответствует критериям происхождения товаров на территории одной из договаривающихся сторон, таможенные пошлины в отношении такого товара не применяются, в связи с чем оспариваемое требование об уплате таможенной пошлины не может быть признано законным, а взысканная сумма подлежит возврату предприятию.

Таможенный орган в отзыве на жалобу возражает против отмены судебных актов, полагает, что они приняты с правильным применением норм материального права. Представителем таможенного органа поддержаны доводы, изложенные в отзыве,
и предложено оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела и установленных судом обстоятельств, ФГУП “Дальавиа“ после завершения произведенных на таможенной территории Республики Узбекистан текущих ремонтных работ в отношении пассажирского самолета ИЛ-62М (бортовой номер RA86493), оформленного в таможенном режиме переработка вне таможенной территории, при перемещении этого самолета на таможенную территорию Российской Федерации задекларировало товар по грузовой таможенной декларации N 10703010/090704/0000976. Таможня посчитала, что предприятию следует уплатить ввозную таможенную пошлину в сумме 1022495,20 руб. и соответствующие пени, исчисленные с момента неуплаты пошлины при таможенном оформлении продукта переработки, в связи с чем направила ФГУП “Дальавиа“ требование от 03.08.2004 N 97 об уплате названной суммы и соразмерно ей на день направления требования пеней.

Ввиду неуплаты добровольно истребуемой суммы таможня на основании своего решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 23.09.2004 инкассовым поручением от 23.09.2004 N 03 произвела списание начисленной суммы таможенной пошлины и пеней в сумме 33674 руб. 18 коп., а всего 1056169,38 руб.

ФГУП “Дальавиа“, полагая, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для начисления таможенной пошлины и ее списания в бесспорном порядке, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Арбитражный суд обеих инстанций, исследовав обстоятельства возникшего спора, пришел к обоснованному выводу о соответствии закону действий таможенного органа. При этом суд аргументировал свои выводы подлежащими применению нормами материального права, регулирующими порядок предоставления преференции в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, в том числе ссылкой на статью
3 Соглашения от 15.04.1994.

Судебные решения признаются кассационной инстанцией правильными, не подлежащими отмене, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.

В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ предусмотрено предоставление льгот (преференций) в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.

Соглашением от 15.04.1994 в числе иных положений о режиме зоны свободной торговли статьей 3 закреплено условие неприменения таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на ввоз или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся сторон.

Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что подвергшийся таможенной переработке самолет является товаром российского производства, поскольку произведен в г. Казани на КАПО им. С.П.Горбунова, что подтверждается соответствующими документами. Данный вывод обеих судебных инстанций не оспорен ФГУП “Дальавиа“, но к числу главных доводов заявитель относит то обстоятельство, что исходя из смысла статьи 3 названного Соглашения не следует обязательного условия о происхождении товара именно страны - участницы Соглашения, из которой он ввозится, для предоставления льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.

При исследовании и обсуждении таких утверждений предприятия арбитражным судом, с учетом толкования буквального содержания рассматриваемой правовой нормы, а также пункта 1 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000, согласно которому “страна происхождения товара“ - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке), сделан вывод, что при возникшей ситуации претендовать на льготу
предприятие не вправе.

При таких обстоятельствах таможня правомерно начислила и списала со счета ФГУП “Дальавиа“ ввозную таможенную пошлину, пени по причине отсутствия законодательного обоснования предоставления преференций.

Остальные доводы жалобы не влияют на исход по делу, поскольку судом обеих инстанций они проверены и оценены, получили правильную юридическую объективную оценку.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 25.05.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14312/2004-29 (АИ-1/356/05-46) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.