Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.08.2005 N Ф03-А73/05-1/2318 Поскольку финансовые средства для компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, бюджету муниципального образования не передавались, иск о взыскании убытков правомерно удовлетворен за счет средств казны субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 23 августа 2005 года Дело N Ф03-А73/05-1/2318“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2005. Полный текст постановления изготовлен 23.08.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 27.01.2005, постановление от 05.04.2005 по делу N А73-12161/2004-26 (АИ-269/05-37) Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 3999199 руб. 99 коп.

Муниципальное унитарное предприятие “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ (далее - МУП “СЗ по ЖКУ“) обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Финансовому департаменту г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании на основании Закона от 24.12.1992 N 4218-1 РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ расходов в сумме 3999199 руб. 19 коп. (выпадающих отходов), возникших в связи с предоставлением в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 нуждающимся гражданам субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг.

Решением суда от 27.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2005, иск удовлетворен в уточненном истцом размере - 2038387 руб. 11 коп., за счет казны Хабаровского края, со ссылками на законодательство, регулирующее порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 887 издано 02.08.1999, а не 02.09.1999.

Ответчик просит освободить его от ответственности, так как считает, что при вынесении решения и постановления неполно исследованы фактические обстоятельства и неправильно применены нормы материального права ввиду рекомендательного характера пункта 6 Постановления Правительства РФ от 02.09.1999 N 887.

В рассмотрении кассационной жалобы заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, не участвовал.

Представители истца, Финансового департамента Администрации г. Хабаровска, Минфина РФ кассационную жалобу отклонили со ссылками на соответствие принятых по настоящему делу решения и постановления суда нормам материального права и фактическим обстоятельствам.

При проверке законности обжалованных судебных актов установлено, что отмене они не подлежат по следующим основаниям.

Общая сумма субсидий на оплату
жилья жилищно-коммунальных услуг, предоставленных истцом малообеспеченным категориям граждан, - 2038387 руб. 11 коп. в заявленном периоде ни одной из сторон по настоящему делу не оспаривается.

Обстоятельства, связанные с выплатой гражданам субсидий, с обеспечением бюджета города Хабаровска средствами на указанные нужды, судами исследованы полно и всесторонне, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела первичные бухгалтерские документы истца, соответствующие документы по исполнению местного и краевого бюджетов, которые также сторонами не оспариваются.

Удовлетворяя исковое требование за счет средств субъекта РФ, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что субсидии, которые предоставлялись гражданам на основании статьи 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, относятся к мероприятиям социальной защиты населения.

Указанная норма права предусматривает, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 85 БК РФ предусматривает, что такой функциональный вид расходов как обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Это же положение заложено и в Постановлении Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации“ (пункт 3.1), и как вид расходов, финансируемый исключительно из федерального бюджета, в ст. 84 БК РФ не содержится.

В соответствии с п. 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами местного
самоуправления, для чего в п. 6 “г“ этого нормативного акта данным органам рекомендовано предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий.

В развитие данных положений органами государственной власти Хабаровского края был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих источники финансирования рассматриваемых расходов: краевой бюджет - Постановление главы администрации от 29.09.1994 N 327 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории Хабаровского края“ и от 03.08.2000 N 286 “О результатах реформы жилищно-коммунального хозяйства и ее влиянии на улучшение финансово-экономической деятельности в крае“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, а не Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Также постановлением главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 “О порядке исполнения федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края“ (п. 3.2.3), Законом Хабаровского края “О краевой целевой программе “Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год“ были утверждены мероприятия по социальной защите указанных категорий граждан, а источником финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований, что не противоречит п. 6 ст. 5 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 49 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, а не Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Вместе с тем согласно п.
2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Как видно из материалов дела, пояснений сторон, финансовые средства муниципальному бюджету г. Хабаровска из бюджета Хабаровского края для финансирования указанных государственных полномочий в рассматриваемый период выделялись не в полном объеме.

Вследствие чего Администрация г. Хабаровска в лице его Финансового департамента не может нести ответственность, исходя из требований ФЗ РФ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, что правомерно установлено судом первой инстанции.

При указанных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания денежных средств из казны Хабаровского края признаются ошибочными.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.01.2005 и постановление от 05.04.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12161/2004-26 (АИ-269/05-37) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.