Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.05.2005 N Ф03-А04/05-1/1089 Субъект Российской Федерации не несет ответственность за невыполнение федерального законодательства в части предоставления льгот ветеранам по оплате электроэнергии, если переданные из федерального бюджета дотации направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и не содержат указание на целевое назначение средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 мая 2005 года Дело N Ф03-А04/05-1/1089“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 12 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 02.02.2005 по делу N А04-1441/04-15/85 Арбитражного суда Амурской области по иску муниципального унитарного предприятия “Электротеплосеть“ к Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, 3-е лицо: Финансовое управление Администрации г. Белогорска, о взыскании 953438,59 руб.

Муниципальное унитарное предприятие “Электротеплосеть“ обратилось
в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 953438,59 руб. (с учетом уточненных требований), составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате за потребленную электроэнергию в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд привлек Финансовое управление Администрации г. Белогорска.

Решением суда от 02.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2004, в удовлетворении исковых требований к Финдепартаменту Администрации Амурской области отказано в полном объеме. В части исковых требований к Минфину РФ в лице УФК по Амурской области производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.11.2004 решение от 02.07.2004 и постановление от 25.08.2004 отменены в части прекращения производства по делу в отношении Минфина РФ в лице УФК по Амурской области с направлением дела на новое рассмотрение в этой части. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

До принятия решения истец уточнил свои требования, просит взыскать убытки в сумме 953438 руб. 59 коп. с Минфина РФ в лице УФК по Амурской области.

При новом рассмотрении решением от 02.02.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ, поскольку оно является ответственным за недофинансирование реализации полномочий Российской Федерации в области социальной защиты.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой министерство просит отменить решение
суда.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам.

Указывает на то, что финансирование расходов на реализацию мер социальной защиты ветеранов в части, отнесенной Законом к полномочиям субъекта РФ, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств.

Кроме того, передача денежных средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в спорный период была предусмотрена Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год и на 2003 год и фактически учтена в составе федерального бюджета на 2002 год, на 2003 год.

От истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит решение от 02.02.2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, МУП “Электротеплосеть“ за период с 01.12.2001 по 31.12.2003 на основании договора N 6 от 20.01.2001, заключенного с Финуправлением Администрации г. Белогорска, предоставило льготы по оплате электроэнергии в размере 50% гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, в результате чего предприятием недополучены доходы в сумме 953438 руб. 59 коп.

Ввиду невозмещения истцу данных расходов предъявлен настоящий иск.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются
при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.

Судом установлено, что федеральными законами “О федеральном бюджете на 2001 год“, “О федеральном бюджете на 2002 год“, “О федеральном бюджете на 2003 год“ не утверждены расходные статьи, предусматривающие целевое выделение денежных средств в бюджет субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ “О ветеранах“.

ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ запланированы и переданы Амурской области из Фонда компенсаций 111499 тыс. руб. (приложение N 27 “Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь в связи с изменением объема порядка формирования Фонда компенсаций“).

В 2002 и 2003 годах на реализацию ФЗ “О ветеранах“ из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ денежные средства передавались в порядке межбюджетных отношений в соответствии с Методикой распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и через расходы, учтенные при расчете нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сумм финансовой помощи.

Ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год и 2003 год предусмотрено выделение Амурской области денежных средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“, не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из
федерального бюджета в бюджет Амурской области, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Доказательств нецелевого использования Амурской областью полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в рассматриваемый период средств Минфином РФ не представлено.

Статьей 37 Закона Амурской области “Об областном бюджете на 2002 год“ утверждены учтенные при расчете нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов (сборов) и финансовой помощи городам и районам области из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований расходы на реализацию Закона “О ветеранах“ в размере 283737 тыс. руб., из них г. Белогорску - 17320 тыс. руб.; статьей 41 Закона Амурской области “Об областном бюджете на 2003 год“ утверждены расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в размере 423613 тыс. руб., из них г. Белогорску - 31588 тыс. руб.

Вместе с тем объем названных средств не удовлетворил потребность муниципального образования в финансировании льгот, установленных ФЗ “О ветеранах“.

Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной Законом к полномочиям субъекта Федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании 953438,59 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.02.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1441/04-15/85 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.