Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.04.2005 N Ф03-А37/05-2/569 Правомерно признано частично недействительным решение налогового органа, поскольку у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате в спорный период НДС в федеральный бюджет, а у налогового органа - право на доначисление этого налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 апреля 2005 года Дело N Ф03-А37/05-2/569“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 2 по Магаданской области на решение от 10.11.2004 по делу N А37-3205/04-4/5 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению открытого акционерного общества “Колымский аффинажный завод“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Магаданской области, третье лицо: Администрация ОЭЗ в Магаданской области, о признании частично недействительным решения N
138 от 20.09.2004.

Открытое акционерное общество “Колымский аффинажный завод“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 1.1 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Магаданской области (инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 20.09.2004 N 138, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2004 года в сумме 474414 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“ (далее - Администрация ОЭЗ).

Решением от 10.11.2004 арбитражный суд удовлетворил заявленное требование и признал недействительным пункт 1.1 обжалуемого решения налогового органа. Судебный акт мотивирован тем, что общество, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалась льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, в связи с чем оспариваемым решением инспекцией по налогам и сборам неправомерно доначислен НДС за спорный период.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и указывает на неправильное применение судом норм налогового права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя, с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу положение Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ в части льгот по налогообложению по налоговому режиму особой экономической зоны, поскольку данный Закон не
отнесен к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, общество обязано уплачивать названный налог на общих основаниях. Налоговый орган также ходатайствует о проведении процессуального правопреемства в связи с реорганизацией согласно приказу Федеральной налоговой службы РФ по Магаданской области N 2 от 29.11.2004. Данное ходатайство подлежит удовлетворению.

Администрация ОЭЗ в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемое решение без изменения как соответствующее нормам действующего законодательства.

ОАО “Колымский аффинажный завод“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.

Как установлено судом, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за май 2004 года, представленной обществом в налоговый орган. По результатам проверки вынесено решение от 20.09.2004 N 138 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить доначисленный НДС за указанный период времени.

Не согласившись с таким решением налогового органа, общество обжаловало его в судебном порядке.

Основанием для доначисления НДС явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение в 2004 году льготы по НДС, а именно: освобождение от уплаты этого налога в части, поступающей в федеральный бюджет, предусмотренной статьей 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ). При этом
налоговый орган исходит из того, что с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса РФ “Налог на добавленную стоимость“, не предусматривающей такой льготы для участников особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение от уплаты спорного налога в федеральный бюджет.

Арбитражный суд, проверяя правомерность действий инспекции по налогам и сборам и удовлетворяя заявленное обществом требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта правовым нормам, регулирующим особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с учетом предоставленной, согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, льготы.

Как установлено судом, открытое акционерное общество “Колымский аффинажный завод“ является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле, подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 002192.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. В период возникновения спорных правоотношений данная норма действовала с учетом внесенных в нее изменений, не затрагивающих эти правоотношения.

Не противоречит нормам налогового законодательства утверждение инспекции по налогам и сборам относительно того, что при введении в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации будут урегулированы положения о специальных налоговых режимах, в том числе и особый порядок исчисления и уплаты налогов участниками экономических зон.

Между тем заявителем жалобы не учтено следующее.

Аргументируя свои выводы, суд правильно указал на то, что введение в
действие Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 главы 21 “Налог на добавленную стоимость“, регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ и соответственно право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное статьей 5 упомянутого ранее Федерального закона N 104-ФЗ.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В жалобе не опровергнуты выводы суда о том, что со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ (с изменениями и дополнениями) в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не поименован.

Кроме того, исходя из буквального содержания подпункта 45 пункта 1 приложения N 20 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ продолжает сохранять действие льгота для участников ОЭЗ в Магаданской области в отношении налогов в
части, поступающей в федеральный бюджет и в 2004 году.

В указанном нормативном акте приостановлено действие Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из других стран на территорию особой экономической зоны. Из материалов проверки (решения N 138 от 20.09.2004) следует, что указанный в налоговой декларации НДС не исчислен только на основании льготы, предусмотренной для участников особой экономической зоны.

Изложенное означает, что разъяснения, данные пунктом 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, на которые ссылается в кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам, относительно применения норм закона, касающихся налоговых льгот, обязательны для арбитражного суда с учетом возникшей правовой ситуации, урегулированной иными законодательными актами.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у акционерного общества отсутствовала обязанность по уплате в спорный период НДС в федеральный бюджет, а у налогового органа - право на доначисление этого налога. Поэтому решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 48, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

в порядке процессуального правопреемства заменить Межрайонную инспекцию МНС РФ N 2 по Магаданской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области.

Решение от 10.11.2004 по делу N А37-3205/04-4/5 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.