Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2005 N Ф03-А51/05-2/506 Правомерно признано недействительным постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка под строительство, поскольку спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, является федеральной собственностью и ответчик не наделен полномочиями на распоряжение спорным земельным участком.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/506“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2005. Полный текст постановления изготовлен 30.03.2005.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Владивостока на решение от 13.10.2004, постановление от 27.12.2004 по делу N А51-3262/04-4-107 Арбитражного суда Приморского края по заявлению заместителя прокурора Приморского края к Администрации города Владивостока, третье лицо: Приморская ассоциация содействия жилищным товариществам, о признании недействительным ненормативного акта.

Заместитель прокурора Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Владивостока от 17.03.2003 N 449 “О предоставлении Приморской
ассоциации содействия жилищным товариществам земельного участка в районе улицы Бакунина“.

Решением суда от 13.10.2004 заявленные требования удовлетворены, постановление Администрации города Владивостока от 17.03.2003 N 449 признано недействительным в связи с его несоответствием нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 83, 85 Земельного кодекса РФ, статьи 133 Лесного кодекса РФ, пришел к выводу, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен под размещение малоэтажных жилых домов до внесения изменений в градостроительный регламент.

Имеется в виду пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

При этом суд первой инстанции отметил, что Администрация г. Владивостока вправе распоряжаться земельным участком по ул. Бакунина, поскольку в соответствии с требованиями пункта 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2004 решение суда от 13.10.2004 оставлено без изменений. Между тем, признавая правомерным вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого постановления Администрации г. Владивостока, суд апелляционной инстанции указал на ошибочность доводов суда, послуживших основанием для принятия решения.

Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок в районе ул. Бакунина относится к лесам первой группы и является федеральной собственностью, следовательно, оспариваемое постановление Администрации г. Владивостока, не наделенной полномочиями на распоряжение спорным земельным участком, противоречит действовавшему на момент вынесения постановления законодательству, а также нарушает права Российской Федерации как собственника спорного земельного участка.

Законность принятых Арбитражным судом Приморского края
решения и постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Администрации г. Владивостока, считающей, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы считает незаконным отнесение земельного участка по ул. Бакунина г. Владивостока к землям лесного фонда, руководствуясь Распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682р, поскольку, по мнению заявителя жалобы, правомочиями по определению категории земельных участков на территории города Владивостока согласно Постановлению Правительства РФ от 11.01.2001 N 22 “Об утверждении Положения о федеральной службе земельного кадастра России“ наделен только Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока. Кроме этого, по мнению заявителя, земли, находящиеся в черте городских поселений, признаются землями поселений.

В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Приморского края согласилась с выводами суда о недействительности оспариваемого постановления Администрации г. Владивостока, поскольку оно принято в нарушение установленного законом порядка лицом, не имеющим соответствующих полномочий, в связи с чем просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Заместитель прокурора Приморского края и Приморская ассоциация содействия жилищным товариществам, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представительство в кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выступлении присутствовавшего в судебном заседании представителя Администрации г. Владивостока, а также правильность применения судебными инстанциями норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований к отмене или изменению принятых судебных актов.

Как следует из
материалов дела, постановлением Администрации города Владивостока от 17.03.2003 N 449 Приморской ассоциации содействия жилищным товариществам предоставлен земельный участок в районе ул. Бакунина площадью 9014 кв. м в курортной “А“ зоне в аренду сроком на 10 лет для строительства и дальнейшей эксплуатации малоэтажных жилых домов. При этом на части земельного участка площадью 1828 кв. м установлены ограничения прав арендатора в связи с наличием на участке охранной зоны инженерных коммуникаций, на всем земельном участке площадью 9014 кв. м установлены ограничения прав арендатора в связи с нахождением участка во второй зоне санитарной охраны курортной зоны.

Суд апелляционной инстанции, признавая правильным вывод суда первой инстанции о несоответствии принятого Администрацией г. Владивостока постановления нормам земельного и лесного законодательства, правомерно указал, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.

Распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682р все леса Владивостокского лесхоза, в состав которых входит земельный участок в районе ул. Бакунина г. Владивостока, отнесены к лесам первой группы.

Согласно требованиям статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.

Лесной фонд, исходя из положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, находится в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 и частью 4 статьи 101 Земельного кодекса РФ, перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в земли других категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям пункта 1 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 07.08.2002 N 576, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9 Кодекса, согласно положениям которой распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией.

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что Правительством Российской Федерации спорный земельный участок не переводился в земли других категорий, постановление от 17.03.2003 N 449 “О предоставлении Приморской ассоциации содействия жилищным товариществам земельного участка в районе улицы Бакунина“ издано Администрацией города Владивостока с превышением полномочий.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, поскольку арбитражным судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.10.2004, постановление апелляционной инстанции от 27.12.2004 по делу N А51-3262/04-4-107 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.