Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.03.2005 N Ф03-А51/04-2/4539 Дело по заявлению о применении налоговых санкций за нарушение срока представления налоговой декларации по НДС и неуплату спорного налога направлено на новое рассмотрение для установления правомерности предъявления предприятием к вычету части сумм налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 02 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4539“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю на решение от 25.10.2004 по делу N А51-4116/2004-31-124 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю к муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства Спасского района о взыскании налоговых санкций в сумме 40527 руб.

Межрайонная
инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась с заявлением о взыскании с муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства Спасского района (предприятие) налоговых санкций в сумме 40527 руб.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2004 заявленные требования удовлетворены частично, с предприятия взыскан штраф за нарушение срока представления налоговой декларации по НДС в сумме 4838,48 руб.

В остальной части требований отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Представленные в суд документы (счета-фактуры, распоряжения главы Администрации Спасского района об оплате тепловой энергии) инспекцией по налогам и сборам не проверялись. Была ли произведена уплата НДС в бюджет, проведен ли фактически зачет взаимных требований, отражен ли он в бухгалтерском учете участников проведения зачета, судом не исследовалось.

Проверив в порядке и пределах статей 284 - 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на
добавленную стоимость за 3 квартал 2003 года, представленной муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием жилищно-коммунального хозяйства Спасского района (МУМП ЖКХ Спасского района).

Согласно налоговой декларации реализация услуг отражена предприятием в сумме 2381115 руб., начислено НДС - 476223 руб.

Сумма НДС, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету, отражена в сумме 628291 руб.

Итого НДС, предъявленный к возмещению из бюджета по данным налогоплательщика, составил 152068 руб.

В ходе камеральной проверки налоговым органом были установлены нарушения налогового законодательства, в частности:

1) Счета-фактуры составлены с нарушением пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ, в связи с чем предприятием неправомерно включена в налоговые вычеты сумма налога в размере 44303,33 руб.

2) В вычеты включена сумма НДС 9450 руб. по ООО “Мир снабжения“ по счету, оформленному с нарушением требований пунктов 1, 5 статьи 169 НК РФ.

3) В нарушение пункта 1 статьи 172 НК РФ в налоговые вычеты неправомерно включена сумма НДС в размере 3055,38 руб., не подтвержденная документом об оплате.

4) В нарушение пункта 1 статьи 172 НК РФ в налоговые вычеты неправомерно включены суммы НДС в размере 373419,00 руб. при отсутствии счетов-фактур.

5) Выявлено несоответствие суммы НДС, указанной в декларации и книге покупок, что привело к излишнему включению в налоговые вычеты сумм НДС - 9963 руб.

На основании изложенного налоговым
органом было отказано в возмещении из бюджета НДС в сумме 152068 руб., доначислено к уплате НДС - 288163 руб.

Налоговым органом было учтено, что у предприятия имелась переплата налога в сумме 309637 руб., поэтому сумма неуплаты НДС составила 130594 руб., пени - 4527 руб.

Кроме того, установлено, что налоговая декларация за 3 квартал 2003 года была представлена в налоговый орган 23.10.2003 с просрочкой в 3 дня.

Решением N 170-р от 24.12.2003 МУМП ЖКХ Спасского района привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 14408 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 26119 руб.

Неуплата штрафа в добровольном порядке явилась основанием для обращения за его взысканием в судебном порядке.

Рассматривая спор, суд установил, что муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства Спасского района согласно распоряжению главы МО Спасский район от 21.05.2004 N 211-р находится в стадии ликвидации.

При проверке обоснованности заявленных требований суд, учитывая, что в ходе судебного разбирательства организацией были представлены подлинные счета-фактуры, в которые были внесены соответствующие изменения и содержащие все обязательные реквизиты, признал, что налог на добавленную стоимость в сумме 44111,77 руб. предъявлен к возмещению обоснованно.

Оспаривая решение суда в этой части, инспекция по налогам и сборам полагает, что судом необоснованно приняты в качестве доказательств исправленные
счета-фактуры, поскольку при проверке налоговому органу они не представлялись.

Вместе с тем судом обоснованно указано, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 право на внесение изменений в первичные бухгалтерские документы, в том числе и счета-фактуры, у лиц, их составляющих, имеется.

А поскольку судом было установлено, что исправления и дополнения внесены в соответствии с действующим порядком, а иных оснований для отказа в возмещении НДС по этой позиции налоговый орган не заявлял, вывод суда о необоснованном отказе в возмещении на сумму 44111,77 руб. является правильным.

Судом также установлено, что предприятием включена в состав налоговых вычетов сумма НДС в размере большем, чем указано в соответствующих счетах-фактурах, поэтому отказ в возмещении НДС в сумме 2714,34 руб. признан обоснованным.

Рассматривая спор в отношении суммы НДС 373419 руб., суд указал, что все спорные в этой позиции суммы, за исключением указанных в счет-фактуре N 898 от 18.07.2003, выставленной филиалом 1 “Спасский 1“ КГУП Примтеплоэнерго (730144,56 руб., НДС - 121690,75 руб.), и счет-фактуре от 22.01.2003 N 601/1 на сумму 404826,58 руб., НДС - 67471,1 руб., указаны к возмещению ошибочно. В отношении же указанных двух счетов-фактур предприятием заявлена к возмещению сумма 147281,85 руб. правомерно. По указанным суммам предприятие представило в качестве документов, подтверждающих оплату, распоряжение главы муниципального образования Спасский
район от 30.09.2003 N 386-р о выделении МУМП ЖКХ Спасского района 1832351 руб. в счет оплаты тепловой энергии.

Оспаривая решение суда в этой части, инспекция по налогам и сборам в жалобе указала, что само по себе распоряжение главы муниципального образования не является документом, свидетельствующим об оплате за поставленную тепловую энергию, в связи с чем сумма налогов, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), не подтверждена. Довод инспекции по налогам и сборам является существенным и подлежит исследованию. Учитывая изложенное, вывод суда о правомерном предъявлении к вычету суммы налога в размере 147281,85 руб. не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ N 169-О издано 08.04.2004, а не 02.04.2004.

При новом рассмотрении дела суду следует установить наличие права у МУМП ЖКХ Спасского района на предъявление сумм налога к вычету по этой позиции, учитывая при этом правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определениях Конституционного Суда РФ от 02.04.2004 N 169-О, от 04.11.2004 N 324-О.

Вывод суда о неправомерном отказе в возмещении сумм НДС в размере 9963 руб., установленных в результате несоответствия предъявленной декларации и книги покупок, является правильным.

Таким образом, судом
установлено правомерное включение в состав налоговых вычетов сумм НДС в размере 248837,19 руб.

Фактически налоговые вычеты составили 379453,81 руб.

Суд уточнил, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате МУМП ЖКХ Спасского района, составила 96769,19 руб. А поскольку у предприятия имелась переплата по НДС в сумме 157569 руб., оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности не установлено.

Учитывая, что налоговые санкции рассчитаны инспекцией по налогам и сборам от общей суммы налога на добавленную стоимость, решение суда подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4116/2004-31-124 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.