Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2005 N Ф03-А73/04-1/4440 Поскольку в деле не имеется доказательств того, что субъекту РФ в полном объеме были переданы финансовые средства для реализации льгот из федерального бюджета, расходы истца правомерно взысканы судом с казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 февраля 2005 года Дело N Ф03-А73/04-1/4440“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.08.2004, постановление от 11.10.2004 по делу N А73-1785/2004-31 (АИ-1/1141/04-8) Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального учреждения здравоохранения “Стоматологическая поликлиника N 18“ к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству труда и социального развития РФ о взыскании 37297 руб.

Муниципальное учреждение здравоохранения “Стоматологическая поликлиника N 18“ обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот за медицинские услуги по зубопротезированию в 2002 году, в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ на сумму 35533,10 руб. и ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ - 1764 руб., всего на общую сумму 37297 руб.

Определением от 06.05.2004 к участию в деле ответчиками привлечены Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ.

До вынесения решения исковое требование в части взыскания 1764 руб. убытков, понесенных в результате предоставления льгот на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов“, выделено в отдельное производство.

Решением от 06.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2004, исковые требования МУЗ “Стоматологическая поликлиника N 18“ удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельной категории граждан, предусмотренных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ N 1761-1 от 18.10.1991, выделялись не в полном объеме.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права и
не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан за медицинские услуги по зубопротезированию.

Считает, что ответственным лицом по возмещению расходов, предоставленных МУЗ “Стоматологическая поликлиника N 18“ по вышеуказанным услугам в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, является субъект Российской Федерации, поскольку согласно п. 14 Постановления Правительства от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы жалобы в полном объеме.

МУЗ “Стоматологическая поликлиника N 18“, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство труда и социального развития РФ, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены решения от 06.08.2004, постановления апелляционной инстанции от 11.10.2004, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, МУЗ “Стоматологическая поликлиника N 18“ в 2002 году за счет собственных средств предоставило медицинские услуги по льготному изготовлению и ремонту зубных
протезов отдельным категориям граждан, проживающим в г. Хабаровске, в соответствии с ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ на общую сумму 43194,70 руб.

Поскольку возмещение указанных расходов, связанных с реализацией вышеназванного Закона МУЗ “Стоматологическая поликлиника N 18“, произведено на сумму 7661,60 руб., у него образовались убытки в размере 35533,10 руб., за возмещением которых он обратился с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суды обеих инстанций правомерно руководствовались статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, статьями 16, 17 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской
Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственность за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 возложена на Министерство финансов РФ.

Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, пунктом 14 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот вышеуказанным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующим возмещением таких расходов из федерального бюджета.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Федеральный закон N 119-ФЗ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999 и имеет название “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Согласно ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными властями, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Статьей 55 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ предусмотрена передача из средств Фонда компенсаций в бюджет Хабаровского края субвенций для исполнения ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“
в сумме 25035,6 тыс. руб.

Доказательств нецелевого использования данных денежных средств субъектом Федерации - Хабаровский край, равно как и муниципальным образованием г. Хабаровск, в деле не имеется.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило в спорный период субъект Российской Федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, а последний не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Хабаровска, поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации согласно статьям 15, 16, 1069 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.08.2004, постановление от 11.10.2004 по делу А73-1785/2004-31 (АИ-1/1141/04-8) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.