Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2005 N Ф03-А24/04-2/4060 Дело по иску об обжаловании решений и требований налогового органа направлено на новое рассмотрение в части признания недействительными решения о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога с продаж, пени и штрафа в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 января 2005 года Дело N Ф03-А24/04-2/4060“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 02.08.2004 по делу N А24-1299, 1300, 1301/03-06 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Камчатавиа“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительными решения N 11-13/1373дсп и требований от 10.04.2003.

Общество с ограниченной ответственностью “Камчатавиа“ (далее
- Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - Инспекция; налоговый орган) от 10.04.2003 N 11-13/1373дсп о привлечении к налоговой ответственности и требований от 10.04.2003 NN 11-22/26 об уплате налога и налоговой санкции.

Решением суда от 02.08.2004 заявленные требования удовлетворены полностью. Суд мотивировал свое решение тем, что с 01.01.2002 положения Закона Камчатской области N 31 от 26.02.1999 “О налоге с продаж в Камчатской области“ (с изменениями и дополнениями; далее - Закон Камчатской области N 31), устанавливающие плательщиков налога с продаж и объект налогообложения, не подлежали применению как не приведенные в соответствие с Конституцией Российской Федерации в срок, определенный Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 N 2-П. Судом также сделан вывод о том, что поскольку Общество фактически не реализует услугу по перевозке пассажиров, то и обязанности уплачивать налог с продаж, начиная с 01.03.2002, у него также нет.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция полагает, что с января по февраль 2002 года Закон Камчатской области N 31 не был отменен и продолжал
действовать в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.11.2001 N 148-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ), поэтому Общество обязано было уплачивать налог с продаж в этот период. Налоговый орган также считает, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие продажу авиабилетов физическим лицам за наличный расчет по договору комиссии, признаются налоговыми агентами и уплачивают налог с продаж в порядке, установленном пунктом 3 статьи 354 Налогового кодекса РФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились. Инспекция в заявлении от 20.12.2004 просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить решение суда в части, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, с 11.02.2003 по 18.02.2003 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности ООО “Камчатавиа“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, уплаты и перечисления в бюджет налога с продаж за период 2000 - 2002 годы, в ходе которой
установлены:

неуплата налога с продаж от фактической реализации авиабилетов физическим лицам за период с 01.01.2002 по 28.02.2002 на сумму 68516,40 руб.; за период с 01.03.2002 по 31.12.2002 на сумму 1830520,93 руб.;

непредставление расчетов по налогу с продаж за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 06.03.2003 N 11-13/14 и, с учетом возражений на него, принято решение от 10.04.2003 N 11-13/1373дсп о привлечении Общества к налоговой ответственности за неперечисление сумм налога с продаж по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 379807,47 руб.; по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по данному налогу с 01.01.2002 по 31.08.2002 в размере 179223,91 руб.; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление деклараций по указанному выше налогу в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении срока представления такой декларации за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня, на сумму 932054,91 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить сумму налога с продаж - 1899037,33 руб. и пени за его несвоевременное перечисление в сумме 326650,26 руб.

Основанием для доначисления налога с продаж и привлечения к налоговой ответственности, как следует из акта проверки, послужило то, что ООО
“Камчатавиа“, являясь субагентом по продаже пассажирских перевозок, согласно договору от 05.11.2001 N 34, заключенному Обществом с ЗАО “Ринг“, реализовывало авиабилеты за наличный расчет, однако не удерживало и не перечисляло в бюджет налог с продаж.

В то же время Законом Камчатской области N 31 от 26.02.1999 “О налоге с продаж в Камчатской области“ и Законом Камчатской области “О налоге с продаж в Камчатской области“ N 2 от 28.01.2002 услуги по пассажирским перевозкам признаются объектом налогообложения по налогу с продаж. При этом в случаях, как установлено Законом Камчатской области N 2, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом (пункт 3 статьи 354 Налогового кодекса Российской Федерации).

Не согласившись с решением налогового органа и требованиями об уплате налога, пени и штрафа от 10.04.2003, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными указанных ненормативных актов.

При рассмотрении спора судом установлено, что налог с продаж введен на территории Камчатской области Законом N 31 от 26.02.1999
“О налоге с продаж в Камчатской области“.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 30.01.2001 признаны не соответствующими Конституции положения части первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, которыми определены плательщики налога, объект налогообложения. При этом Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и утрачивают силу не позднее 01.01.2002. Следовательно, основанные на них положения Закона Камчатской области N 31 от 26.02.1999 подлежали применению только до 01.01.2002.

Федеральным законом N 148-ФЗ от 27.11.2001 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ признан утратившим силу с 01.01.2002 пункт 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 1218-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена главой 27 “Налог с продаж“, которой предусмотрено (статья 347), что налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Такой закон принят Советом народных депутатов Камчатской области 28.01.2002 N 2 и вступил в силу 01.03.2002.

В соответствии со
статьей 349 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации, в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

При реализации товаров комиссионером исчисление и уплата налога с продаж производятся в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 354 названного выше Кодекса, согласно которому комиссионер признается налоговым агентом при условии поступления денежных средств от покупателей в кассу (на расчетный счет) комиссионера. Аналогичное положение предусмотрено в статье 8 Закона Камчатской области N 31 в редакции от 28.01.2002.

Поскольку данные положения Закона, с учетом вышеназванной главы Налогового кодекса РФ, вступили в силу с 01.03.2002, суд первой инстанции правильно установил, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления спорного налога в сумме 68516,40 руб., пени и штрафа в сумме 13703,28 руб. за январь и февраль 2002 года.

Данный вывод подтверждается и тем, что налог с продаж за январь - февраль 2002 года, как видно из решения налогового органа, доначислен на основании пункта 3 статьи 354 Налогового кодекса РФ. При этом применена ставка 5 процентов. Между тем в соответствии со статьей 347 Налогового кодекса РФ установление ставки налога, порядка и срока его уплаты относится
к компетенции субъекта Российской Федерации, федеральное законодательство устанавливает только предельно допустимые налоговые ставки. Таким образом, оснований для доначисления налога по ставке 5 процентов за январь - февраль 2002 года у налогового органа не имелось. Такая ставка введена только с 01.03.2002 Законом Камчатской области N 2 от 28.01.2002, следовательно, фактически Обществу налог с продаж за январь - февраль 2002 года доначислен на основании не вступившего в законную силу Закона Камчатской области N 2 от 28.01.2002.

Обоснованным является также вывод суда о неправомерном привлечении Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 1111278,82 руб. за непредставление деклараций по налогу с продаж по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ. Ответственность за непредставление деклараций, исходя из содержания данной статьи Кодекса, может быть применена только к налогоплательщику. Поскольку Общество является налоговым агентом, то оно не может быть привлечено к налоговой ответственности по указанной статье.

В данной части судебный акт следует оставить без изменения.

В остальной части, а именно: по налогу с продаж за март - декабрь 2002 года в сумме 1830520,93 руб., штрафу по статье 123 Налогового кодекса РФ в сумме 366104,19 руб. и пени в сумме 326650,26 руб. решение суда подлежит отмене.

Ошибочным является вывод суда об отсутствии у ООО “Камчатавиа“, признаваемого в
соответствии со статьей 8 Закона Камчатской области N 2 налоговым агентом, обязанности по удержанию и перечислению в бюджет спорного налога за указанный период при реализации авиабилетов за наличный расчет.

Довод Общества о том, что оно не осуществляет реализацию услуг, так как услуги по авиаперевозке фактически оказывает перевозчик, а полученные ООО “Камчатавиа“ денежные средства являются авансами, противоречит пункту 3 статьи 354 Налогового кодекса РФ, которым прямо установлена обязанность агента (субагента) исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог с продаж.

Согласно статье 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, билет - это документ, удостоверяющий договор воздушной перевозки пассажира, и не является товаром. Следовательно, агенты и субагенты по продаже авиабилетов являются посредниками по реализации услуг воздушного транспорта.

Поскольку статьей 354 Налогового кодекса РФ обязанность по исчислению и уплате налога возложена в рассматриваемом случае на комиссионера (поверенного, агента), ссылка Общества на то, что продажа авиаперевозок осуществлялась им по утвержденным перевозчиком тарифам, не освобождает его от исчисления и удержания при продаже авиаперевозок налога с продаж.

Кроме того, пунктом 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, поэтому ссылка Общества на применение им упрощенной системы налогообложения и необоснованное в связи с этим доначисление ему налога с продаж противоречит названной норме.

Ссылка
суда на то обстоятельство, что ЗАО “Ринг“, г. Москва (агент по договору от 05.11.2001 N 34) является налогоплательщиком по налогу с продаж, несостоятельна, учитывая, что по названному договору наличные денежные средства за реализацию авиаперевозок ООО “Камчатавиа“ г. Петропавловск-Камчатский поступали в кассу последнего. Следовательно, данное Общество, в силу Закона Камчатской области N 2 и заключенного между юридическими лицами договора, обязано было удерживать и перечислять в бюджет спорный налог, что не опровергается и имеющимся в материалах дела письмом ЗАО “Ринг“ от 07.04.2004 N 119 (л. д. 66).

Ошибочным следует признать и вывод суда о праве Общества, в силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, не уплачивать налог с продаж в течение первых четырех лет с момента государственной регистрации, состоявшейся в 2000 году. Налог с продаж на территории Камчатской области введен Законом Камчатской области N 31 в 1999 году, то есть до государственной регистрации ООО “Камчатавиа“. Согласно данному Закону, услуги по пассажирским перевозкам подлежали налогообложению налогом с продаж. С введением с 01.03.2002 Закона Камчатской области N 2 “О налоге с продаж в Камчатской области“, в частности, статьей 8, был определен порядок уплаты этого налога, который касался в том числе случаев участия в расчетах комиссионеров, получающих по условиям заключенных ими договоров наличные денежные средства за оказание услуг на территории Камчатской области.

Как видно из материалов дела, стороны по договору N 34, а именно: ООО “Камчатавиа“ и ЗАО “Ринг“, добровольно предусмотрели такие условия расчетов за предоставляемые услуги. В этой связи доводы Общества относительно ухудшения его условий хозяйствования ввиду изменения порядка исчисления и уплаты налога с продаж, введенного до государственной регистрации данного юридического лица, кассационная инстанция находит необоснованными и также подлежащими отклонению.

Учитывая, что при рассмотрении спора судом не исследовался вопрос о правильности расчета суммы доначисленного за март - декабрь 2002 года налога, не определен размер пени, в том числе приходящейся на сумму налога за январь, февраль 2002 года, не проверялось наличие смягчающих ответственность обстоятельств, решение в части взыскания налога с продаж в сумме 1830520,93 руб., пени всей суммы - 326650,26 руб., штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ в сумме 366104,19 руб. подлежит отмене, а дело - направлению в этой части на новое рассмотрение, при котором суду также необходимо решить вопрос о взыскании госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.08.2004 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-1299, 1300, 1301/03-06 в части признания недействительными решения о привлечении к налоговой ответственности N 11-13/1373дсп, требования об уплате налога N 11022/26 и требования об уплате налоговой санкции N 11-22/26 от 10.04.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому по налогу с продаж в сумме 1830520,93 руб., пени в сумме 326650,26 руб. и штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ в сумме 366104,19 руб. отменить и дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальном судебный акт оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.